Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 27 марта 2007 г. N А65-21525/2006-Са1-29
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 17 по Республике Татарстан,
на решение от 6 декабря 2006 года Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-21525/2006,
по заявлению предпринимателя без образования юридического лица Тазиевой А.В., г.Лениногорск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 17 по Республике Татарстан, г.Бугульма, о признании недействительным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения о 10.03.2005 N 33,
установил:
Предприниматель без образования юридического лица Тазиева Анна Витальевна, г.Лениногорск (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 17 по Республике Татарстан, г.Бугульма (далее - налоговая инспекция) N 33 от 10.03.2005 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением от 06.12.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные требования удовлетворены, уведомление налогового органа N 33 от 10.03.2005 признано недействительным и отменено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Данное правило, установленное налоговым законодательством является императивным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании предпринимателя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 25.01.2005 налоговым органом заявитель зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
01.02.2005 предприниматель подала в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 10.03.2005 N 33 предприниматель поставлена в известность о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с нарушением сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным уведомлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что неодновременная подача предпринимателем заявлений о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и о применении упрощенной системы налогообложения не может являться основанием для отказа в ее применении.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции.
Право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения установлено нормами главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что постановка на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку налогоплательщик вправе применять упрощенную систему налогообложения с начала своей деятельности, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано им в том отчетном периоде, в котором получено свидетельство о государственной регистрации, а также до начала ведения предпринимательской деятельности.
Как установлено судом и видно из материалов дела, предприниматель была зарегистрирована 25.01.2005, заявление на переход на упрощенную систему налогообложения подала 01.02.2005, доказательств того, что ею в этот период осуществлялась предпринимательская деятельность налоговым органом не представлено.
Более того, главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный, а не разрешительный порядок перехода налогоплательщиков на применение упрощенной системы налогообложения. Статья 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит возможность отказа налогового органа в применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения по основанию пропуска срока на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Иных оснований, свидетельствующих о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, в оспариваемом уведомлении не содержится и не представлено доказательств их наличия.
При таких обстоятельствах уведомление налогового органа от 10.03.2005 N 33 о невозможности применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения правомерно признано судом незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 6 декабря 2006 года Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-21525/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2007 г. N А65-21525/2006-Са1-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании