Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 19 апреля 2007 г. N А57-4196\05
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Саратовской области,
на постановление апелляционной инстанции от 27.11.06 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-4196\05,
по иску ОАО "РЖД" к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства, Министерству здравоохранения и социальной поддержки, ФА по здравоохранению и социальному развитию о взыскании суммы, третье лицо - Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области,
установил:
ОАО РЖД в лице филиала Приволжская железная дорога обратилось в суд с иском к УФК Министерства финансов по Саратовской области, Министерству финансов РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов Саратовской области, третье лицо - Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, о взыскании убытков в сумме 547703 руб. 73 коп.
Решением от 03.05.06 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.09.06 решение от 03.05.06 отменено по безусловным основаниям, так как было принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. Апелляционная инстанция перешла к рассмотрению дела по первой инстанции.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.11.06 иск удовлетворен. С казны РФ в лице Министерства финансов РФ взыскано 547703 руб. 73 коп. В иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе УФК по Саратовской области, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, предлагается постановление апелляционной инстанции отменить, в иске отказать.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что главным распорядителем средств федерального бюджета на возмещение организациям, предоставляющим льготы ветеранам, расходов на оплату установки квартирного телефона и абонентской платы за пользование им, являлось Министерство труда и социального развития РФ, которое в соответствии со ст.158 БК РФ обязано было предусматривать соответствующие расходы в процессе составления федерального бюджета на 2003, 2004 гг.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в суд кассационной инстанции не явились.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, законность обжалованного судебного акта, судебная коллегия считает не подлежащим отмене постановление апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует и материалов дела и установлено судом, истцом в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации" в период с августа по декабрь 2003 года и с июля по декабрь 2004 года были предоставлены льготы по 50% оплате услуг телефонной связи гражданам, имеющим льготы в соответствии с названными Федеральными законами, вследствие чего у истца возникли убытки в сумме 547703,73 руб.
Имеющимися в материалах дела контрактами N 234\03 от 13.03.03, N 235\03 от 13.03.03, N 236\03 от 13.03.03, NN 1, 3, 4 от 12.01.04 счетами-фактурами, платежными балансами, претензиями, актами сверки задолженности, договорами с абонентами, документами (удостоверениями), подтверждающими право абонентов на льготы, квитанциями об оплате за услуги телефонной связи в размере 50%, лицевыми карточками абонентов, списками граждан, которым были представлены льготы, заверенными УСЗН Кировского, Октябрьского, Заводского, Фрунзенского, Волжского районов г.Саратова, Энгельсского и Саратовского районов подтверждается сумма понесенных истцом убытков.
Оценив данные обстоятельства и учитывая положения пп.в п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в оспариваемый период), ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей в оспариваемый период), ст.28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (в редакции, действовавшей в оспариваемый период), суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о причинении истцу убытков Российской Федерацией, как публично-правовым образованием, выразившемся в непринятии мер по компенсации ему расходов, понесенных последним в связи с исполнением им требований федерального закона об оказании услуг связи по льготным ценам, и правильно применил ст.ст.16, 1069 ГК РФ, взыскав сумму убытков с публично-правового образования - Российской Федерации, учтя выводы, содержащиеся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 года N 23.
Определяя орган, уполномоченный выступать в суде от имени Российской Федерации, как публично-правового образования, суд пришел к правильному выводу о том, что Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию не является главным распорядителем средств федерального бюджета, подлежащих направлению на реализацию ФЗ РФ "О ветеранах". Данный вывод соответствует приложению N 10 к ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2006 год", устанавливающему ведомственную структуру расходов федерального бюджета ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2006 год предусмотрел выделение субвенций бюджетам субъектов РФ для реализации ФЗ РФ "О ветеранах" за счет Федерального фонда компенсаций (ст.47 Закона), предоставив Министерству финансов право перераспределять размеры предусмотренных законом о бюджете средств фонда компенсаций между субъектами РФ. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что интересы РФ в суде представляет именно МФ РФ, как лицо, распоряжающееся средствами федерального фонда компенсаций в части распределения средств фонда между субъектами РФ.
Кроме того, п.10 ст.158 БК РФ предусматривает, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действия (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
В этой связи, суд апелляционной инстанции правильно установил, что выделенные из бюджета на компенсацию льгот денежные средства были использованы Министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области по целевому назначению и в полном объеме, а убытки истца возникли вследствие выделения из федерального бюджета недостаточного количества средств для их погашения.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены законного судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 27.11.06 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-4196\05 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 апреля 2007 г. N А57-4196\05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании