Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 5 июля 2007 г. N А65-25858/06
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г.Нижнекамск,
на решение от 19.01.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 26.03.2007 Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу N А65-25858/06,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-Транс", г.Альметьевск, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г.Нижнекамск, о признании частично недействительным решения налогового органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Транс" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным пункта 3 решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) от 22.08.2006 N 1525, которым предусмотрено доначисление налога на добавленную стоимость (далее НДС) в сумме 8629429 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 26.03.2007, заявление общества удовлетворено.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления НДС за декабрь 2005 года в сумме 8629429 рублей.
Налоговый орган, обжалуя состоявшиеся по делу судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить и в удовлетворении заявления общества отказать.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что обжалуемое решение не нарушает прав и законных интересов общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС по ставке 0% за апрель 2006 налоговый орган принял решение от 22.08.2006 N 1525, которым доначислил обществу налог за декабрь 2005 года в сумме 8629429 рублей. По мнению налогового органа, с сумм авансовых платежей, поступивших 12.12.2005, 20.12.2005, 23.12.2005 и 26.12.2005 за работы, по которым акты выполненных работ составлены 31.12.2005, общество должно было исчислить и уплатить налог за декабрь 2005 год в указанной сумме.
Признавая решение налогового органа в указанной части незаконным (недействительным), суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная статьями 153-158 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличивается на сумму авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Положения указанной статьи не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0% в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев. Таким образом, за исключением вышеуказанного случая, авансовые платежи, полученные в счет предстоящих экспортных поставок, подлежат включению в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты НДС.
Согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Такие документы подлежат представлению в срок не позднее 180 дней с даты оформления государственной таможенной декларации на вывоз товаров. Моментом определения налоговой базы по указанным товарам является последний день месяца, в течение которого был собран полный пакет документов.
Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет понятие "авансовый платеж", поэтому для целей налогообложения, исходя из системного толкования норм налогового законодательства, оценка поступающих сумм в качестве авансового или последующего платежа должна производиться относительно налогового периода, в котором произведена отгрузка товара. Платежи утрачивают характер авансовых и не могут увеличивать налоговую базу соответствующего налогового периода в том случае, когда оплата товара поступила до отгрузки товара, но в одном налоговом периоде. При экспорте товаров (оказании услуг) моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран пакет документов, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обществом соответствующая декларация подана до истечения 180-дневного срока с полным пакетом документов, подтверждающих оказание услуг транспортировки товаров на экспорт.
Факт представления необходимых документов и оказания услуг по перевозке товаров на экспорт налоговым органом не отрицается и отражен в материалах дела. Платежи за оказанные услуги поступили в декабре 2005 года и в указанном периоде эти услуги были оказаны, что подтверждается актами выполненных работ от 31.12.2005. Данный факт также не отрицается налоговым органом.
При таких обстоятельствах общество вправе было не включать в налоговую базу платежи за отгруженную на экспорт продукцию, а у налогового органа не имелось оснований для доначисления НДС за декабрь 2005 года в сумме 8629429 рублей.
Таким образом, решение от 22.08.2006 N 1525 в части доначисления НДС в сумме 8629429 рублей за декабрь 2005 года (пункт 3 решения налогового органа) не соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, и правомерно признано судами первой и апелляционной инстанций незаконным и нарушающим права общества.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, постановил:
Решение от 19.01.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 26.03.2007 Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу N А65-25858/06 ставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г.Нижнекамск, в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2007 г. N А65-25858/06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании