Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 24 мая 2007 г. N А12-18524/06
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Волгоградской области,
на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.07 по делу N А12-18524/06,
по исковому заявлению Прокурора Ленинского района Волгоградской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Тонус" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.11.06 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.07 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, Прокуратура Волгоградской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, полагая, что оно вынесено с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 24.05.07 до 10 час. 15 мин.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29.10.06 Прокуратурой Ленинского района Волгоградской области совместно со ст. инспектором БПСПР и АИЗ ОВД Ленинского района Яваевым Р.Р. была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере розничной реализации лекарственных средств в аптечном пункте ООО "Тонус", расположенном по адресу: Волгоградская область, г.Ленинск, ул.Битюцкого, 3.
В ходе проверки установлено, что сотрудниками ООО "Тонус" осуществлялась деятельность по розничной реализации лекарственных средств с нарушением лицензионных требований и условий, а именно: 29.10.06 заведующей аптечного пункта ООО "Тонус" Салогубовой Г.И. реализована 1 пластинка с 10 таблетками препарата, относящегося к списку "Б" - "адельфан-эзидрекс", несовершеннолетнему покупателю Абросимову М.А. без рецепта врача.
Кроме того, в ходе осмотра помещения аптечного пункта ООО "Тонус", установлено, что указанный препарат, относящийся к списку "Б", хранился не в деревянном шкафе с замком, а на стеллаже в доступном и наглядном для покупателей месте.
30.10.06 прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства об административного правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокурор обратился с заявлением о привлечении ООО "Тонус" к административной ответственности в суд, который удовлетворил заявленные требования.
Судом апелляционной инстанции решение суда отменено.
Коллегия считает, что суд апелляционной инстанции необоснованно отменил решение суда первой инстанции.
При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, согласно которым определены особенности продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. В соответствии с пунктами 70, 76 названных Правил продажа лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", с учетом особенностей, определенных данными Правилами. Продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.09.05 N 587 в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" введен в действие перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, в котором отсутствует "адельфан-эзидрекс".
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В силу статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Согласно пункту 2 действовавшего на момент проверки Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.02 N 489, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями и включает в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление лекарственных средств.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Положения одним из основных лицензионных требований и условий является соблюдение правил хранения и обращения с лекарственными средствами с учетом их физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также с лекарственными средствами, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами.
Согласно пункту 5.6 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях (учреждениях), утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.03 N 80, к хранению лекарственных препаратов списков "А" и "Б" предъявляются особые требования. В частности, лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к спискам "А" и "Б" (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список "А") и в деревянных шкафах под замком (список "Б").
Судом установлено, что Обществом допущены нарушения правил хранения лекарственных средств: препарат "адельфан-эзидрекс", относящийся к списку "Б", хранился не в деревянном шкафе с замком, а на стеллаже в доступном и наглядном для покупателей месте.
Указанное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра помещения от 29.10.06, составленном с участием законного представителя общества, объяснениями провизора Салогубовой Г.И. и покупателя Абросимова М.А.
При таких обстоятельствах факт административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела.
В то же время суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что в нарушение требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательства, подтверждающие факт совершения ООО "Тонус" административного правонарушения, получены с нарушением закона.
Коллегия не соглашается с выводом суда апелляционной инстанции и исходит из факта совершения административного правонарушения, который установлен в ходе проверки и подтвержден приведенными выше доказательствами.
Лица, принимавшие участие в проверке, не отрицают то обстоятельство, что препарат "адельфан-эзидрекс", относящийся к списку "Б", хранился не в деревянном шкафу с замком, а на стеллаже в доступном и наглядном для покупателей месте.
Коллегия не соглашается с выводом апелляционной инстанции о том, что проверяющие по делу действовали не в рамках Закона о милиции и Закона об оперативно-розыскной деятельности, в связи с чем доказательства, полученные в ходе данной проверки Не могут в силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждать наличие в действиях ООО "Тонус" правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что проверка проводилась прокуратурой Ленинского района Волгоградской области, которой такое право предоставлено Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.92 N 2202-1 (с изменениями и дополнениями) с правом привлечения как работников внутренних дел, так и работников других служб.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции признает неправильной ссылку суда апелляционной инстанции на статью 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно исходил из факта совершения административного правонарушения, который подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Установлено, что провизор Салогубова Г.И. (л.д.15-20) продала несовершеннолетнему Абросимову М.А. без рецепта врача препарат "адельфан-эзидрекс", относящийся с списку "Б", который хранился без соблюдения условий лицензирования (подпункт "в" пункта 4 Положения о лицензировании) (л.д.28).
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.07 по делу N А12-18524/06 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.11.06.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд федерального округа подтвердил, что в действиях общества, осуществляющего деятельность по розничной реализации лекарственных средств, имели место признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией).
Так, в ходе проверки было установлено, что заведующей аптечного пункта, принадлежащего обществу, был реализован препарат, относящийся к списку "Б" - "адельфан-эзидрекс", несовершеннолетнему покупателю без рецепта врача. Кроме того, в ходе осмотра помещения аптечного пункта установлено, что указанный препарат, относящийся к списку "Б", хранился не в деревянном шкафе с замком, а на стеллаже в доступном и наглядном для покупателей месте, что является нарушением Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях (учреждениях), утвержденных Приказом Минздрава РФ от 04.03.03 N 80. Указанные Правила предъявляются особые требования к хранению лекарственных препаратов из списков "А" и "Б". В частности, эти лекарственные препараты (независимо от лекарственной формы) должны храниться изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список "А") и в деревянных шкафах под замком (список "Б").
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2007 г. N А12-18524/06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании