Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 5 июля 2007 г. N А12-1359/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г.Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.03.2007 по делу N А12-1359/07,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вавилон", г.Волгоград о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области от 12.10.2006 N 14-13/24/5002,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вавилон" (далее - ООО "Вавилон", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.10.2006 N 14-13/24/5002 и обязании Инспекции возместить Обществу налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года в размере 70242 руб.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и в удовлетворении требований ООО "Вавилон" отказать. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что Общество подтвердило правомерность применения налоговой ставки 0 процентов необоснован и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 12.07.2006 ООО "Вавилон" представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2005 года по налоговой ставке 0 процентов, в которой заявило реализацию товаров (работ, услуг), вывезенных с таможенной территории Российской Федерации в режиме экспорта, в сумме 479986 руб. и сумму налога, предъявленную налогоплательщику и уплаченную им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт, в размере 70242 руб. Одновременно с декларацией в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) был представлен пакет документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
По результатам камеральной проверки декларации и документов Инспекцией принято решение от 12.10.2006 N 14-13/24/5002, которым признано необоснованным применение ООО "Вавилон" налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров в сумме 479986 руб. и Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 70242 руб.
ООО "Вавилон" не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Пунктом 6 статьи 164 Кодекса установлено, что по операциям реализации товаров (работ, услуг), перечисленным в подпунктах 1-7 пункта 1 этой статьи, в налоговые органы налогоплательщиком подается отдельная налоговая декларация.
В соответствии с пунктом 10 статьи 165 Кодекса документы, указанные в данной статье, представляются налогоплательщиком для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с подачей налоговой декларации.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 171 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 172 Кодекса предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком, и документов, подтверждающих оплату сумм налога. В соответствии с пунктом 3 данной статьи вычеты сумм налога, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся при представлении в налоговые органы документов, перечисленных в статье 165 Кодекса, на основании отдельной налоговой декларации.
В силу пункта 9 статьи 167 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Одним из оснований для принятия обжалуемого решения послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщиком неверно определен налоговый период, за который подана налоговая декларация.
Однако судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что датами фактического вывоза товаров по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10312010/240805/0005333 является 14.10.2005, по ГТД N 10312010/070905/0005683 - 10.11.2005, по ГТД N 10312010/141005/0006754 - 01.12.2005.
Таким образом, как верно указал суд, фактический вывоз товара был произведен в период с 14.10.2005 по 01.1.2005, то есть налоговый период подачи налоговой декларации за 4 квартал 2005 года определен ООО "Вавилон" правильно.
Из решения Инспекции от 12.10.2006 N 14-13/24/5002 также следует, что пакет документов представлен Обществом не в полном объеме: не представлен договор поручения по оплате за товар, заключенный между иностранным лицом и организацией, осуществляющей платеж.
Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 второй части Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" подпункт 2 пункта 1 статьи 165 Кодекса дополнен абзацем следующего содержания: "В случае, если выручка от реализации товара (припасов) иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, в налоговые органы наряду с выпиской банка (ее копией) представляется договор поручения по оплате за указанный товар (припасы), заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившим) платеж". В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2006.
Из материалов дела видно, что контракт N 1 между ООО "Вавилон" и GKH Stahlrohr-Handelsgesellschaft mbH Co. KG (Германия) заключен 18.05.2005. Поставка товара на экспорт согласно вышеперечисленным ГТД осуществлялась в период с 14.10.2005 по 01.12.2005. Выручка на счет ООО "Вавилон" от иностранной организации, осуществившей платеж, поступала с 31.08.2005 по 23.11.2005, что подтверждается выписками банка.
Поэтому является верным вывод суда о том, что положения нового абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Кодекса не распространяется на отношения по сделкам, заключенным и оплаченным до вступления его в силу.
Кроме того, судом установлено, что ООО "Вавилон" представило в налоговый орган дополнительные соглашения NN 1-3 к контракту от 18.05.2005 N 1, являющиеся неотъемлемой частью контракта, согласно которым оплата за товар осуществляется третьими лицами, которые и указаны в Свифт-сообщениях.
Довод Инспекции о недобросовестности налогоплательщика, выражающейся в действиях, направленных на незаконное изъятие денежных средств из бюджета, что, по мнению налогового органа, подтверждается противоречием сведений в товарных накладных, представленных ООО "Вавилон" и поставщиком - ООО "Лада-Интер-Сервис" при встречной проверке, отсутствием экономической выгоды экспортных сделок, суд кассационной инстанции отклоняет в силу следующего.
По смыслу положения пункта 7 статьи 3 Кодекса в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Следовательно, обязанности по доказыванию факта недобросовестности и представлению соответствующих доказательств возлагаются на налоговый орган.
Данная позиция подтверждена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-0, согласно которому налоговые органы контролируют исполнение налоговых обязательств в установленном порядке, проводят проверки добросовестности налогоплательщиков, а в случаях выявления их недобросовестности обеспечивают охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты. Поскольку обязанности по доказыванию факта недобросовестности и представлению соответствующих доказательств возлагаются на налоговый орган, именно он должен доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Суд же, согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении спора должен дать оценку доводам о недобросовестности налогоплательщика на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, оценить относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что суд первой инстанции, отклонив приведенный налоговым органом довод о недобросовестности налогоплательщика, оценил все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и другие положения Кодекса. Так, судом установлено, что Обществом все условия для возникновения у него права на возмещение НДС были соблюдены, факт осуществления реальной хозяйственной деятельности подтверждается материалами дела, признаков какой-либо недобросовестности со стороны Общества, а также наличия у него цели необоснованно применить налоговый вычет из материалов дела не усматривается, налоговым органом недобросовестность Общества суду не доказана. Также, как правильно отметил суд, сами по себе неточности в заполнении товарных накладных, полученных по встречной проверке, на которые ссылается налоговый орган, не препятствуют налогоплательщику заявлять к вычету и возмещению суммы НДС в случае непредставления налоговым органом достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии хозяйственных связей с контрагентом и неуплате НДС в составе стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).
В силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные фактические обстоятельства не подлежат переоценке в кассационной инстанции.
Инспекция же вопреки требованиям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила в материалы дела иных доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии недобросовестности в действиях налогоплательщика.
Исходя из изложенного, Арбитражный суд Волгоградской области правомерно удовлетворил требования налогоплательщика и признал решение Инспекции от 12.10.2006 N 14-13/24/5002 недействительным.
Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации 1000 рублей государственной пошлины с кассационной жалобы подлежит взысканию с налогового органа.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.03.2007 по делу N А12-1359/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2007 г. N А12-1359/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании