Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 10 июля 2007 г. N А55-18912/06
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2008 г. N 13991/07 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.07 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.07 по делу N А55-18912/06,
по исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления по Самарской области о признании незаконным решения N 133 от 28.06.06 Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 7,
установил:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.02.07, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.07, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральный Банк Российской Федерации в лице Главного управления по Самарской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 10.07.07 до 10 час. 40 мин.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее подлежащей частичному удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Фондом была проведена проверка Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления по Самарской области по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период 01.01.04 по 31.12.05. По результатам проведенной проверки составлен акт N 113/нс от 16.06.06, в котором зафиксированы выявленные правонарушения, в том числе, в виде занижения налогооблагаемой базы для начисления страховых взносов с единовременных выплат.
28.06.06 Фондом вынесены решения N 113 о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени, а также о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части требований о взыскании недоимки с суммы единовременных выплат - 13966318 руб. и надбавок к суточным - 244800 руб., а также начисленных от суммы недоимки пени и штрафа.
Не согласившись с решениями налогового органа, Центральный Банк Российской Федерации в лице Главного управления по Самарской области обжаловал их в суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований, признав ошибочным довод заявителя о том, что суммы единовременных выплат, выплаченных работникам Банка России, не подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку они основаны на приказах Банка, которые не относятся к актам законодательства, и являются внутренними документами заявителя.
Коллегия признает правильным вывод судебных инстанций о том, что суммы единовременных выплат, выплаченных работникам Банка России, подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.98 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Пунктом 4 этой статьи предусмотрено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству).
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99 N 765.
Положениями пунктов 7, 8 Перечня предусмотрено, что страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются лишь на материальную помощь, оказываемую работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.
Иных оснований для неначисления страховых взносов на оказанную материальную помощь данный нормативный акт не устанавливает.
Из материалов дела следует, что на основании приказов Банка России от 29.11.04 N ОД-832ДСП и от 27.10.05 N ОД-620ДСП "О единовременной выплате работникам Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" в целях обеспечения социальных гарантий работников Банка и на основании решения Совета директоров Банка России произведена единовременная выплата работникам Банка, состоящим в штате по состоянию на 01.11.05, в размере 1,3 должностного оклада, установленного по штатному расписанию на указанную дату. Данная единовременная выплата произведена за счет средств социального фонда Банка всем его работникам, включая работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора-трех лет, работников, занятых на сезонных работах, а также лиц, работающих по срочным трудовым договорам (кроме работников, принятых на время выполнения временных, до двух месяцев, работ).
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что спорная единовременная выплата должна быть включена в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Коллегия не может признать правильным вывод судебных инстанций о правомерном доначислении страховых взносов на выплаты на командировочные расходы сверх норм на общую сумму 244800 руб.
Согласно пункту 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99 N 765, страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Между тем, законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены. Общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрены только трудовым законодательством.
Так, статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Абзацем 2 статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Следовательно, для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером. Поэтому в налогооблагаемый доход не должны включаться суммы суточных, не превышающие размер, установленный таким договором или актом.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в организации имеются локальные нормативные акты, устанавливающие размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, (приказ Главного управления Банка России по Самарской области от 08.01.04 N ОДТ-2ДСП).
Данная позиция соответствует принципу единообразия судебной практики при разрешении вопроса об использовании в целях исчисления обязательных платежей норм суточных по служебным командировкам в коммерческих организациях, выработанной решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.05 N 16141/04.
Таким образом, вывод судов о правомерном доначислении названных страховых взносов, начисления пеней и привлечения Банка к налоговой ответственности является необоснованным.
При таких обстоятельствах коллегия считает принятые по делу судебные акты подлежащими изменению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.07 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.07 по делу N А55-18912/06 изменить, кассационную жалобу удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 7, N 113 от 28.06.06:
- о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части требований о взыскании недоимки с суммы надбавок к суточным в размере 244800 руб., а также начисленных от указанной суммы недоимки пени и штрафа,
- о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени в части требований о взыскании недоимки с суммы надбавок к суточным в размере 244800 руб., а также начисленных от указанной суммы недоимки пени и штрафа.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.07 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.07 оставить без изменения.
Выдать Центральному Банку Российской Федерации в лице Главного управления по Самарской области справку на возврат госпошлины в размере 500 руб. в связи с частичным удовлетворением кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июля 2007 г. N А55-18912/06
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2008 г. N 13991/07 настоящее постановление отменено
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании