Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 30 октября 2007 г. N А55-408/2007-11
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, город Сызрань Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2007 по делу N А55-408/2007-11,
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Локомотив", город Октябрьск Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области о признании недействительным решения,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Локомотив" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области (далее - инспекция) от 23.10.2006 N 222/13.
Решением Арбитражного суда Самарской области суда от 27.04.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт, как принятый с нарушением норм права.
По мнению заявителя жалобы, кооператив необоснованно не включил в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и по налогу на прибыль услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию и управлению эксплуатацией дома.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка кооператива по вопросам соблюдения законодательства за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, о чем составлен акт от 03.10.2006.
По результатам проверки инспекцией принято решение о привлечении кооператива к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС в размере 6703 рублей и 10271 рубля соответственно, а также по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату налогов в виде штрафа 488 рублей и 1193 рублей соответственно. Этим же решением кооперативу был доначислен налог на прибыль в сумме 2442 рублей, НДС в размере 5859 рублей и соответствующие им суммы пеней.
Полагая, что оспариваемое решение является незаконным, кооператив обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление кооператива, суд первой инстанции исходил из отсутствия у инспекции правовых оснований для доначисления кооперативу налога на прибыль, НДС, пени по этим налогам, привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по части 1 статьи 122 и части 2 статьи 119 Кодекса. При этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Статьей 249 Кодекса установлено, что в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме - это обязательные расходы. Члены товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) вносят и обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг (пункт 5 статьи 155 ЖК РФ).
Пунктом 1 статьи 135 ЖК РФ предусмотрено, что ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Взносы на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме обеспечивают содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса. Таким образом, членские взносы в ТСЖ - это предусмотренные законом обязательные платежи на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, имеющие строго целевой характер и не учитывающиеся в силу пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" при рассмотрении дел с участием налоговых органов и ТСЖ, касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных связей.
Из толкования во взаимосвязи пункта 1 статьи 135, подпункта 1 пункта 1 статьи 137, подпункта 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии у кооператива обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль и НДС с полученных у собственников жилых и нежилых помещений денежных средств на оплату коммунальных услуг и содержание общего имущества основаны на приведенных выше нормах действующего законодательства. В связи с тем, что у кооператива отсутствовала обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль и НДС, то привлечение кооператива к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, инспекцией произведено неправомерно. Отсутствие подлежащих к уплате сумм налога на прибыль и НДС является основанием для освобождения от ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Кодекса, поскольку штраф рассчитывается от суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2007 по делу N А55-408/2007-11 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2007 г. N А55-408/2007-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании