Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 11 октября 2007 г. N А12-6158/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, г.Волгоград,
на решение от 23.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 26.06.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6158/07,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью НПП "Химнефтеарматура", г.Волгоград, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью НПП "Химнефтеарматура" (далее - ООО НПП "Химнефтеарматура", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) об оспаривании постановлений от 03.04.2007 N 018-07/137П, от 03.04.2007 N 018-07/138П, от 03.04.2007 N 018-07/139П, от 03.04.2007 N 018-07/140П.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2007, заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить упомянутые судебные акты, полагая, что они вынесены с неправильным применением норм материального права, изложенные в них выводы не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, справки о подтверждающих документах и о поступлении валюты Российской Федерации не относятся к подтверждающим документам, а являются формами учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, административным органом вынесены постановления от 03.04.2007 N 018-07/137П, от 03.04.2007 N 018-07/138П, от 03.04.2007 N 018-07/139П, от 03.04.2007 N 018-07/140П о признании ООО НПП "Химнефтеарматура" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), и назначении наказания по каждому постановлению в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Перечисленными постановлениями Общество привлечено к ответственности за нарушение установленных Положением Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) сроков представления справки о подтверждающих документах в банк ПС. Пункт 2.4 названного Положения предусматривает, что документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории России.
Как следует из материалов дела все контракты, по которым Обществом несвоевременно представлены справки, заключены между ним как поставщиком товара и покупателями, место нахождения которых Республика Беларусь.
В соответствии с нормами Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ Банк России устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В настоящее время указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Поэтому является верным вывод Арбитражного суда Волгоградской области о том, что несвоевременное представление Обществом в уполномоченный банк информации и соответствующих документов относительно поступления валюты Российской Федерации не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса.
Кроме того, согласно положениям части 4 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 8 Таможенного кодекса Российской Федерации и абзаца 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 173-ФЗ международным договорам Российской Федерации отдается приоритет по сравнению с законами и иными правовыми актами.
В резолютивной части решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 15.09.1997 N 01-1/2-97 указано, что Соглашением о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995 установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками названного Соглашения по реализации его положений, режим единой таможенной территории распространен как в отношении товаров, происходящих с территорий государств-участников Таможенного союза, так и в отношении товаров, происходящих с территории третьих государств, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.
Таким образом, при ввозе товаров в Российскую Федерацию из Республики Беларусь (либо - наоборот) понятий "таможенная территория Российской Федерации" или "таможенная территория Республики Беларусь" не существует, поскольку между этими государствами образована в силу международного двухстороннего соглашения единая таможенная территория, в связи с чем обязательства и сроки, предусмотренные пунктом 2.4 Положения N 258-П, на Общество (при исполнении им договорных обязательств по контрактам с покупателями из Республики Беларусь) распространены быть не могут.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Волгоградской области правомерно удовлетворил заявление ООО НПП "Химнефтеарматура", признал незаконными и отменил оспариваемые постановления Управления.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение от 23.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 26.06.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6158/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2007 г. N А12-6158/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании