Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 1 ноября 2007 г. N А12-4190/06
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Волгограда,
на постановление апелляционной инстанции от 04.05.2007 по делу N А12-4190/06 Арбитражного суда Волгоградской области,
по заявлению закрытого акционерного общества "Компания "Жилстрой", г.Волгоград, о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Волгограда
установил:
Закрытое акционерное общество "Компания "Жилстрой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Волгограда, которым обществу отказано в государственной регистрации на основании непредставления определенных положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) необходимых документов.
Решением суда первой инстанции от 07.04.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2006 изменена резолютивная часть решения с дополнением обязанности налогового органа по вынесению решения о государственной регистрации юридического лица при ликвидации с внесением в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией и выдачей соответствующего свидетельства.
Судебные акты обеих инстанций отменены постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.10.2006 с направлением дела на новое рассмотрение, в связи с неполным исследованием обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора.
При новом рассмотрении судом первой инстанции решением от 19.01.2007 заявленные требования удовлетворены частично, признав недействительным решение инспекции от 17.01.2006 о государственной регистрации юридического лица при внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционная инстанция постановлением от 04.05.2007 изменила резолютивную часть данного решения, дополнив обязанностью инспекции в принятии решения о государственной регистрации юридического лица при ликвидации с внесением в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией и выдачей соответствующего свидетельства.
Не согласившись с принятым постановлением, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит о его отмене, как принятого с нарушением норм права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает судебные акты подлежащими оставлению без изменения.
Как видно из материалов дела, 11.01.2006 обществом в адрес налогового органа ценным письмом с описью вложения направлены заявление и предусмотренные статьей 17 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Решением от 17.01.2006 инспекцией отказано в государственной регистрации, со ссылкой на положения статьи 23 указанного Закона. При этом из текста решения следует, что промежуточный ликвидационный баланс оформлен с нарушением Требований к оформлению документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, в связи с чем, данный документ признан налоговым органом отсутствующим.
Обжалуя принятое решение, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Соглашаясь с выводами, изложенными в постановлении апелляционной инстанции от 04.05.2007, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 21 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
Согласно статье 23 названного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Направление обществом промежуточного ликвидационного баланса регистрирующему органу подтверждается описью вложения в ценное письмо и не оспаривается инспекцией.
Вывод налогового органа, изложенный в оспариваемом решении, о признании ликвидационного баланса отсутствующим, со ссылкой на пункт 4 Требований к оформлению документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, несостоятелен.
Названным пунктом установлено, что Федеральная налоговая служба разрабатывает формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения указанных документов.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 утверждены Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц. В указанных разъяснениях содержится положение о необходимости сшивания каждого документа (включая заявление), содержащего более 1 листа.
Однако действующее законодательство не содержит норм, как предусматривающих ответственность за нарушение вышеназванных Методических разъяснений, так и признание отсутствующим документа несоответствующего данным разъяснениям.
При представлении полного пакета документов, определенных законом, судом апелляционной инстанции обоснованно признан незаконным отказ в заявленной обществом государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Изменения, внесенные апелляционным судом в резолютивную часть решения первой инстанции, продиктованы положением пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающим указание в судебном акте на обязанность устранения допущенных нарушений прав и законных интересов при признании недействительным решения государственного органа.
Доводы кассационной жалобы, касающиеся предмета заявленных обществом требований, были исследованы апелляционной инстанцией, им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки обстоятельств дела у судебной коллегии в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Таким образом, судом апелляционной инстанции материалы дела исследованы полно и всесторонне, нормы материального права применены правильно в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 04.05.2007 по делу N А12-4190/06 Арбитражного суда Волгоградской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2007 г. N А12-4190/06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании