Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 20 ноября 2007 г. N А55-18916/2006-31
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, город Сызрань Самарской области,
на решение от 15.05.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 20.07.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-18916/2006-31,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Юго-запад", город Сызрань Самарской области к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области о признании частично недействительным решения от 02.10.2006 N 208/13,
установил:
Товарищество собственников жилья "Юго-запад" (далее - Товарищество, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с уточнением требований) о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области от 02.10.2006 N 208/13 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1640 рублей за неполную уплату налога на прибыль и в размере 18843 рублей за неполную уплату налога на добавленную стоимость, всего в размере 20542 рублей; в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 8202 рубля, налог на добавленную стоимость в сумме 94217 рублей, пени в сумме 606 рублей по налогу на прибыль, пени в сумме 11977,22 рубля по налогу на добавленную стоимость.
Решением суда первой инстанции от 15.05.2007 заявленные требования Товарищества удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2007 решение суда от 15.05.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит обжалуемые судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением норм материального права.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Товарищества налоговым органом было принято решение от 02.10.2006 N 208/13, в соответствии с которым ТСЖ было привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по целевому сбору на содержание муниципальной милиции в сумме 59 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 1640 рублей, за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 18843 рублей, всего в сумме 20542 рублей, а также было предложено уплатить в срок, указанный в требовании, налог на прибыль в сумме 8202 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 94217 рублей, целевой сбор на содержание милиции в сумме 36 рублей, и соответствующие суммы пеней.
Решение налогового органа мотивировано тем, что доходы, покрывающие экономически обоснованные расходы, понесенные Товариществом, ТСЖ получало из двух источников: платежей граждан и местного бюджета в виде возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О ветеранах". Доходы в целях начисления налога на прибыль согласно оборотных ведомостей по начислению квартплаты за 2004 год составил 889782,14 рублей, расходы, уменьшающие доходы при определении налоговой базы для уплаты налога на прибыль за 2004 год составили 966253,54 рублей. Убыток за 2004 год составил 76471 рублей. В 2005 году ТСЖ также получало доходы из двух источников, указанных выше и они составили 1413002,24 рублей, расходы - 1378827.56 рублей, в связи с чем по мнению налогового органа, налог был занижен в сумме 8202 рублей.
Полагая, что решение налогового органа незаконно в обжалуемой части, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Уставом Товарищества, на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния жилого дома, обеспечение коммунальными услугами собственников.
Товарищество имеет право выступать заказчиком на коммунальные услуги, водо-тепло-электро-газоснабжение, заключать договора на управление и (или) обслуживание и эксплуатацию общего имущества с любым физическим или организацией любой формы собственности и т.д.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме - это обязательные расходы. Члены товарищества собственников жилья вносят и обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг (пункт 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Взносы на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме обеспечивают содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, членские взносы в товариществе собственников жилья - это предусмотренные законом обязательные платежи на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, имеющие строго целевой характер и не учитывающиеся в силу пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении и налоговой базы по налогу на прибыль.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что Товарищество непосредственно никаких коммунальных услуг собственникам жилья и нежилых помещений не оказывало. Коммунальные услуги, представляемые специализированными организациями, оплачивались истцом из средств, полученных от жильцов (собственников) в качестве членских взносов и обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг (пункт 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом указанные платежи товарищество перечисляло на счета организаций, предоставлявших коммунальные услуги, то есть фактически выступало посредником между потребителями услуг и организациями, предоставлявшими коммунальные услуги.
Таким образом, товарищество не реализовывало коммунальные услуги, а только платило за их предоставление от имени жильцов многоквартирного дома.
Поэтому объект налогообложения, определенный в статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае у товарищества отсутствовал, следовательно, в рассматриваемый период у товарищества обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость с полученных членских взносов не возникла.
Выводы судебных инстанций об отсутствии у Товарищества обязанности исчислять налог на прибыль и налог на добавленную стоимость с полученных у собственников жилых и нежилых помещений денежных средств на оплату коммунальных услуг и содержание общего имущества, основаны на приведенных выше нормах действующего законодательства, в связи с чем решение налогового органа в части начисления указанных налогов, пени и штрафных санкций обоснованно признано судом недействительным.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение от 15.05.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 20.07.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-18916/2006-31 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 ноября 2007 г. N А55-18916/2006-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании