Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 10 января 2008 г. N А72-3395/2007-13/94
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 по делу N А72-3395/2007-13/94,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виест", город Ульяновск к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска о признании недействительными решений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Виест" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска о признании недействительными решений от 06.04.2007: N 29 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и N 9 от о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявления истцу отказать, полагая, что нормы права судебными инстанциями применены неправильно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 22.01.2007 заявитель представил в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2006 года, согласно которой объем реализации товаров в режиме экспорта заявлен в размере 1773328 рублей, налоговые вычеты составили 131087 рублей.
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговым органом приняты решения от 06.04.2007: N 29, которым признано необоснованным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по реализации товаров на сумму 1773328 рублей и отказано в возмещении НДС в сумме 131087 рублей, и N 9 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 25985, 86 рублей. Этим же решением заявителю доначислен НДС в сумме 319198, 97 рублей и пени в сумме 810,14 рублей.
В обоснование принятого решения налоговый орган указал следующее.
Статьей 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств государств Сторон. Вступившего в силу протокола не имеется, следовательно, следует применять нормы подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно названной правовой норме местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
По мнению налогового органа, реализация услуг ООО "Виест" является реализацией услуг на территории Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации облагается по ставке 18 процентов, налоговая ставка 0 процентов не подтверждена, поскольку не представлены ГТД, право на налоговые вычеты отсутствует.
Выводы налогового органа судами правомерно признаны необоснованными. Как установлено судами и подтверждается материалами дела, заявитель оказывает услуги по перевозке автомобилей УАЗ производства Ульяновского автомобильного завода для белорусских покупателей - ЗАО "Внедорожник" и ООО "Траянда" (заказчики).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по НДС производится по ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в режиме экспорта.
Положение настоящего подпункта распространяется, в том числе, на услуги по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, оказываемые российскими организациями и индивидуальными предпринимателями.
В силу статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В отношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004.
Порядок подтверждения правомерности применения НДС в размере 0 процентов при экспорте товаров установлен нормами раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерации и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения.
В пункте 2 указанного раздела II Положения определен перечень документов, которые российский налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС.
Согласно пункту 1 раздела II Положения налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальным законодательством в отношении товаров, вывозимых с территории государства в таможенном режиме экспорта.
Как установлено судами, в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов заявитель представил следующие документы: копию договора (контракта) N 3 от 21.02.2006 с ООО "Траянда", копию договора (контракта) N 7 от 16.03.2006 с ООО "Внедорожник", копии выписок банка, копии платежных поручений, копии CMR, копии актов на оказание транспортных услуг, копии актов приема-передачи автомобилей УАЗ.
Дополнительно представлены третьи экземпляры заявления о ввозе товаров-автомобилей УАЗ, и уплате косвенных налогов с отметкой налоговых органов Республики Беларусь об уплате НДС.
Таким образом, представленные документы в их совокупности подтверждают вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Довод налогового органа о том, что перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС по услугам, связанным с транспортировкой российских товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, в отношении которых таможенный контроль отменен, статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен, в связи с чем применение нулевой ставки не обоснованно, правомерно отклонен судами.
Положения пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают применение налоговой ставки 0 процентов в отношении услуг, оказываемых перевозчиками при экспорте товаров за пределы территории Российской Федерации.
Подписанным Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь Соглашением от 15.09.2004 договаривающиеся Стороны гарантировали предоставление участникам внешнеторговой деятельности условий взаимной торговли не менее благоприятных, нежели те, которые имели место до подписания данного Соглашения.
Поэтому правильным является вывод судов о том, что отсутствие протокола в отношении операций по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренного пунктом 5 Соглашения, не может ставить российские организации или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих работы (услуги) по перевозке или транспортировке товаров, экспортируемых на территорию Республики Беларусь в условия худшие, чем до подписания вышеупомянутого документа. Соответственно, указанные организации подтверждают право на применение налоговой ставки 0 процентов в общем порядке, установленном для работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
В соответствии со статьями 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные налоговые вычеты. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Судами установлено, что заявителем в налоговый орган представлены счета-фактуры и документы, подтверждающие уплату налога. Нарушений в представленных документах налоговым органом не установлено.
Поскольку таможенный контроль между Российской Федерации и Республикой Беларусь отменен, требование налогового органа о предоставлении ГТД с соответствующими отметками таможенных органов также является необоснованным.
Таким образом, вывод судов о том, что налоговый орган необоснованно отказал заявителю в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) сумме 1773328 рублей и в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в размере 131087 рублей является правомерным.
Учитывая, что налоговая ставка 0 процентов заявителем подтверждена, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 25985,86 рублей, доначисление НДС в сумме 319198,97 рублей и пени в сумме 810,14 рублей являются незаконными.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 по делу N А72-3395/2007-13/94 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 января 2008 г. N А72-3395/2007-13/94
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании