Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 13 марта 2008 г. N А55-8279/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.09.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 по делу N А55-8279/07,
по заявлению закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании частично недействительным решения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "ННК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений заявленных требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 21.05.2007 г. N 10-42/886/8621 в части:
- неуплаты (неполной уплаты) налога на прибыль в размере 1536300 руб., в том числе:
а) 209949 руб. по п. 2.1.7.1 решения;
б) 1104000 руб. по п. 2.1.7.3 решения;
в) 222351 руб. по п. 2.1.12.2 решения;
- неуплаты (неполной уплаты) НДС в размере 692172 руб., в том числе:
а) 88557 руб. по п. 2.2.4 решения;
б) 603615 руб. по п. 2.2.7 решения;
- неуплаты (неполной уплаты) ЕСН в размере 2517763 руб., в том числе:
а) 59000 руб. по п. 2.6.2 решения;
б) 2458763 руб. по п. 2.6.3 решения;
- неудержания и неперечисления налоговым агентом НДФЛ в 2005 г. в размере 11700 руб. по п. 2.6.2 решения,
- взыскания 987758 руб. пени за несвоевременную уплату налога, в том числе за:
а) несвоевременную уплату налога на прибыль 207210 руб.
б) несвоевременную уплату НДС 206167 руб.
в) несвоевременную уплату ЕСН 557832 руб.
г) неперечисление НДФЛ 2240 руб.
- в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст.ст. 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскании 951588 руб. штрафа, в том числе:
а) за неполную уплату налога на прибыль 307260 руб.
б) за неполную уплату НДС 138435 руб.
в) за неполную уплату ЕСН 503553 руб.
г) неправомерное неперечисление НДФЛ 2340 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.09.2007 заявление удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты.
В отзыве общество просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Правильность применения обеими судебными инстанциями при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных актов, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 21 мая 2007 г. Инспекцией было вынесено решение N 10-42/886/8621 о привлечении ЗАО "ННК" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату в бюджет налога на прибыль, в результате занижения налоговой базы в размере 3836634 руб., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату в бюджет налога на прибыль, в результате занижения налоговой базы в размере 1239624 руб., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату в бюджет налога на прибыль, в результате занижения налоговой базы в размере 282149 руб., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату в бюджет налога на добавленную стоимость, в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в размере 4387344 руб., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату в бюджет единого социального налога в федеральный бюджет, в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в размере 391693 руб., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату в бюджет единого социального налога в ФСС в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в размере 59250 руб., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату в бюджет единого социального налога в ФФМОС, в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в размере 9110 руб., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату в бюджет единого социального налога в ТФОМС, в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в размере 43446 руб., по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц в размере 2551 руб.
Из пункта 2.1.7.3 мотивировочной части решения Инспекции следует, что Общество необоснованно включило в целях налогообложения прибыли транспортные услуги, оказанные МУП ГЭТ "Новокуйбышевское троллейбусное управление" по доставке работников Общества к месту работы и обратно в размере 46000000 рублей, чем допустило занижение налоговой базы и неуплату налога на прибыль в сумме 1104000 руб.
Основаниями этого налоговый орган считает наличие специальной нормы п. 26 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей возможность включения затрат по доставке работников в расходы для целей налогообложения, условиям которой затраты ЗАО "ННК" не соответствуют, а именно: расходы на оплату проезда к месту работы и обратно в ЗАО "ННК" не предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Руководствуясь п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 272, п. 26 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что Общество правомерно относило расходы по транспортным услугам в целях налогообложения в составе других расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В пункте 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 265 Кодекса).
В соответствии с п. 26 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае расходы заявителя соответствовали критериям отнесения их к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Технологические особенности производства обусловлены наличием непрерывного технологического цикла производства продукции, посменным графиком работы, удаленностью производственных площадей от городской черты, отсутствием маршрутов автотранспорта общего пользования; отсутствием у заявителя собственного транспорта для перевозки работников.
В отсутствие у заявителя собственного транспорта для осуществления пассажирских перевозок выполнение вышеуказанной обязанности предполагает необходимость заключения договоров со сторонними организациями на оказание услуг перевозки, а также оплату расходов по доставке работников заявителя на работу и с работы.
Таким образом, судебные инстанции пришли к верному выводу о правомерности отнесения Обществом расходов по транспортным услугам, оказанным МУП ГЭТ "Новокуйбышевское троллейбусное управление", в целях налогообложения, и что расходы по доставке работников свидетельствует об экономической оправданности.
Из пункта 2.2.7 мотивировочной части решения Инспекции следует, что счета-фактуры ЗАО "ИскрЭн-Юг" N 16 от 28.04.2003 г., ОАО "Сибирско-Уральская нефтехимическая компания" N 2125 от 05.01.2004 г. и N 414 от 10.01.2004 г. не соответствуют требованиям ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган пришел к выводу о том, что с ЗАО "ННК" подлежит взысканию налог - 603614,88 руб., штраф - по 722,98 руб., пени - 261108,27 руб.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Материалами дела подтверждено, что ЗАО "ННК" представлены счета-фактуры ЗАО "ИскрЭн-Юг" N 16 от 28.04.2003 г., ОАО "Сибирско-Уральская нефтехимическая компания" N 2125 от 05.01.2004 г. и N 414 от 10.01.2004 г. с внесенными изменениями, отвечающие требованиям ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, как правильно указали судебные инстанции, ЗАО "ННК" вправе получить налоговый вычет по данным счетам-фактурам, а отказ Инспекции в предоставлении данного налогового вычета и доначисление НДС неправомерны.
Из пункта 2.6.2 мотивировочной части решения Инспекции следует, что ЗАО "ННК" допустило неуплату (неполную уплату) сумм единого социального налога в результате занижения налоговой базы не включена в налоговую базу Моргулиса А.Л. стоимость "Именной карты" на обслуживание в Бизнес-Терминале Международного аэропорта Курумоч" в 2004 г. на сумму 35600 руб., в 2005 г. на сумму 23400 руб.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к правильному выводу, что у ЗАО "ННК" не возникает обязанности включать в налоговую базу работника Общества, на которого были оформлены "Именные карты", стоимость указанной карты, а также уплачивать ЕСН с указанных сумм.
Договоры N 61\04 от 27.12.2004 г. и N 53\05 от 23.12.2005 г. на приобретение "Именной карты" заключены между ЗАО "ННК" и ООО "РАСИП ВИП" и предусматривают оказание комплексных услуг по обслуживанию в Бизнес-Терминале аэропорта "Курумоч" г. Самары.
Как правильно установлено судом, расходы на приобретение "Именной карты" связаны с производственной деятельностью ЗАО "ННК", включаются Обществом в состав прочих расходов связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), являются экономически обоснованными и подтверждены всеми необходимыми документами: договором, актом выполненных работ, счетом-фактурой, платежным поручением.
Из письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-08-02/11 следует, что: оплата услуг залов официальных лиц и делегаций отдельным категориям гражданских служащих, которые имеют право пользования такими залами, направлена на возмещение данным лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, следовательно, имеет компенсационный характер.
Таким образом, нормы ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться к данным отношениям.
Из пункта 2.6.3 мотивировочной части решения Инспекции следует, что ЗАО "ННК" по лечебно-профилактического питания работникам включены в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, следовательно указанные расходы должны были быть учтены и при исчислении ЕСН. Таким образом, Инспекция считает, что взысканию с ЗАО "ННК" подлежат налог - 2458493,00 руб., штраф - 491698,60 руб., пени - 557831,50 руб.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования по этому эпизоду, судебные инстанции правомерно указали, что расходы по лечебно-профилактического питанию не являются объектом налогообложения единым социальным налогом, следовательно вывод налогового органа неуплате (неполной уплате) ЕСН в размере 2458493 руб. в результате занижения налоговой базы при выдаче лечебно-профилактического питания работникам ЗАО "ННК", а также необходимости взыскания штрафа в размере 20 % от суммы налога необоснован.
Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право не бесплатное получение лечебно-профилактического питания, утв. Постановлением Минтруда РФ N 14 от 31.03.2003 г. ЗАО "ННК" обязано выдавать бесплатное лечебно-профилактического питание своим работникам.
Согласно абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (единым социальным налогом) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением питания и продуктов или соответствующего денежного возмещения.
Из пункта 2.5.3 мотивировочной части решения Инспекции следует, что заявителем была занижена сумма налога на доходы физических лиц подлежащего удержанию и перечислению в бюджет в 2005 г. на 11700 руб., поскольку налоговым агентом не была включена в налоговую базу за 2005 г. стоимость "Именной карты" на обслуживание в Бизнес-Терминале аэропорта "Курумоч" в сумме 90000 руб., что и явилось основанием для доначисления налога - 11700 руб., начисления штрафа и пени.
Таким образом, приобретенная заявителем "Именная карта" не подлежит рассмотрению как доход, полученный налогоплательщиком - физическим лицом и соответственно, не подлежит удержанию и перечислению в бюджет сумма налога на доходы физических лиц за 2005 год в размере 11700 руб.
Правомерность не включения налоговым агентом в налоговую базу за 2005 год стоимости оплаты "Именной карты" закреплена в Письме Минфина РФ от 29.03.2007 г. N 03-04-08-02/11, в котором содержится указание, что оплата услуг залов официальных лиц и делегаций отдельным категориям гражданских служащих, которые имеют право пользоваться такими залами, направлена на возмещение данным лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, и, следовательно, имеет компенсационный характер.
"Именная карта" была оформлена на имя единоличного исполнительного органа Общества - генерального директора ЗАО "ННК" и использовалась при следовании к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, то есть при осуществлении функций по управлению и руководству производственной деятельностью Общества.
Таким образом, при направлении работника в командировку расходы организации по оплате услуг зала официальных лиц и делегаций для гражданских служащих, не подлежат налогообложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24.09.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 по делу N А55-8279/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.26 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
По мнению налогового органа, налогоплательщик необоснованно включил в целях налогообложения прибыли расходы на транспортные услуги, по доставке работников налогоплательщика к месту работы и обратно, чем допустил занижение налоговой базы и неуплату налога на прибыль.
Суд указал, что налогоплательщик правомерно относил расходы по транспортным услугам в целях налогообложения в составе других расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Технологические особенности производства обусловлены наличием непрерывного технологического цикла производства продукции, посменным графиком работы, удаленностью производственных площадей от городской черты, отсутствием маршрутов автотранспорта общего пользования; отсутствием у заявителя собственного транспорта для перевозки работников.
В отсутствие у налогоплательщика собственного транспорта для осуществления пассажирских перевозок выполнение вышеуказанной обязанности предполагает необходимость заключения договоров со сторонними организациями на оказание услуг перевозки, а также оплату расходов по доставке работников заявителя на работу и с работы.
Таким образом, доводы налогового органа о неправомерном включении в состав затрат по налогу на прибыль расходов по доставке работников налогоплательщика к месту работы и обратно признаны необоснованными.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2008 г. N А55-8279/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании