Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 февраля 2008 г. N А55-5348/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по делу N А55-5348/2007,
по заявлению закрытое акционерное общество "Зил-Запчасть", с. Тимофеевка Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области о признании незаконным решения от 18.01.2007 N 1, обязании совершить определенные действия,
установил:
Закрытое акционерное общество "ЗИЛ-Запчасть"(далее - ЗАО "ЗИЛ-Запчасть", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 18.01.2007 N 1 об отказе в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспортным операциям в сумме 83846 руб. и обязании возместить НДС в сумме 83846 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт. При этом податель жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в оспариваемом решении, отзыве на заявление и апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 20.10.2006 ЗАО "ЗИЛ-Запчасть"представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года с приложением пакета документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Соглашением от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
По результатам камеральной проверки данных документов налоговый орган вынес решение от 18.01.2007 N 1, которым Обществу отказано в возмещении НДС за сентябрь 2006 года в размере 83846 руб.
Основанием для вынесения данного решения явился вывод налогового органа о нарушении пунктов 1, 2, 4, 5 Раздела II Положения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, пункта 9 статьи 167 Кодекса, подпункта 2 пункта 1 и пункта 10 статьи 165 Кодекса, а именно: непредставление товаротранспортного документа от 05.12.2005 N 376637; отсутствие заявления на перевод денежных средств от иностранного покупателя; непредставление документа, подтверждающего перевозку товара; отсутствие в базе данных ЭСНДС сведений, указанных в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов; недоказанность ЗАО "ЗИЛ-Запчасть"суммы вычета по входному НДС.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 10 статьи 165 Кодекса налогоплательщик для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляет одновременно с налоговой декларацией по ставке 0 процентов, документы, предусмотренные пунктом 1 данной статьи.
Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
С 01.01.2005 порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизы) при вывозе товаров в Республику Беларусь регулируется Соглашением от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение) и утвержденным данным соглашением Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение).
На основании статьи 2 Соглашения при экспорте товаров (вывозе товаров, реализуемых налогоплательщиками косвенных налогов, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны) применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта. Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением, которое является неотъемлемой частью этого Соглашения.
Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров предусмотрен в разделе II Положения.
Согласно пункту 1 раздела II Положения при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов), при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 данного раздела. Налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств Сторон в отношении товаров, вывозимых с территории государств Сторон в таможенном режиме экспорта.
В пункте 2 названного раздела предусмотрено, что для обоснования применения нулевой ставки или освобождения от уплаты (возмещения) акцизов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются:
- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;
- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);
- копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
- иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.
Порядок возмещения НДС определен в статье 176 Кодекса, согласно которой в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что Обществом в налоговый орган в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов представлены все документы, предусмотренные как российским законодательством, так и международным договором с Республикой Беларусь.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между ЗАО "ЗИЛ-Запчасть" (поставщик) и ИП "Арклоу Компани" (Республика Беларусь, покупатель) заключен договор поставки от 17.05.2005 N 643/59326336/00057, во исполнение которого Обществом экспортированы запасные части к автомобилям в Республику Беларусь на сумму 465810,88 руб. тремя партиями: по товарно-транспортной накладной от 24.11.2005 N 948 на сумму 194075,42 руб. и товарно-транспортной накладной от 24.11.2005 N 949 на сумму 7646,97 руб.; по товарно-транспортной накладной от 26.02.2006 N 1135 на сумму 163453,49 руб.; по товарно-транспортной накладной от 20.04.2006 N 1269 на сумму 100635 руб.
Согласно пункту 4.3 упомянутого договора отгрузка производилась самовывозом - автомобильным транспортом покупателя со склада поставщика.
ИП "Арклоу Компани" товар получен, о чем свидетельствуют отметки на CMR N 376637 "Груз получен 06.12.2005", на CMR N 437811 "Груз получен 28.02.2006", на CMR N 437812 "Груз получен 24.04.2006".
При ввозе товара в Республику Беларусь ЗАО "ЗИЛ-Запчасть" уплачен НДС, оформлены заявления о ввозе товара, экспортированного с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, зарегистрированы в ИМНС по Заводскому району г. Минска, заверены уполномоченными работниками налогового органа и доказывают уплату косвенных налогов в полном объеме, что подтверждается заявлением N 25 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (зарегистрировано в ИМНС по Заводскому району г. Минска 18.01.2006 N 211), заявлением N 28 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (зарегистрировано в ИМНС по Заводскому району г. Минска 18.01.2006 N 210), заявлением N 35 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (зарегистрировано в ИМНС по Заводскому району города Минска 23.03.2006 N 2757); заявлением N 44 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (зарегистрировано в ИМНС по Заводскому району г. Минска 26.05.2006 N 5168).
Представленные выписки банка из лицевого счета ЗАО "ЗИЛ-Запчасть" за 17.05.2006 на сумму 100635 руб., за 07.04.2006 на сумму 165453,49 руб., за 23.01.2006 на сумму 201722,39 руб. подтверждают фактическое поступление выручки от ИП "Арклоу Компани"по договору поставки от 17.05.2005 N 643/59326336/00057.
Доказательством оплаты иностранным покупателем товара, реализованного на экспорт, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 Кодекса и пунктом 2 раздела II Положения является выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке. Поэтому, представив выписки банка, Общество выполнило требования закона.
Все вышеперечисленные документы представлены налоговому органу в установленный срок и в полном объеме, в том числе CMR N 376637, что подтверждается сопроводительным письмом Общества, на котором имеется отметка налогового органа о получении от 19.10.2006.
Ссылка налогового органа об отсутствии в базе данных ЭСНДС заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов NN 25, 28, 35, 44 правомерно признана судами обеих инстанций необоснованной, поскольку налоговое законодательство не ставит применение налоговой ставки 0 процентов по НДС и налоговых вычетов в зависимость от наличия каких-либо сведений в базе данных.
Доводу Инспекции о недоказанности Обществом суммы вычета по входному НДС также дана надлежащая оценка судами, которыми установлено, что ЗАО "ЗИЛ-Запчасть" является перепродавцом запасных частей к автомобилям и товар им куплен у ООО "Мир-авто" на основании договора поставки от 05.01.2004 N 10 по счетам-фактурам от 20.07.2005 N 1769, от 17.10.2005 N 2571, от 24.11.2005 N 2936, от 24.11.2005 N 2937, от 30.11.2005 N 2970/4, от 25.01.2006 N 111/2, от 26.02.2006 N 316, от 20.04.2006 N 779, что соответствует бухгалтерским справкам расчета входного НДС.
Таким образом, является правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что факт реального экспорта товара подтверждается документами и, следовательно, налогоплательщик имеет право на возмещение из федерального бюджета НДС, уплаченного поставщикам экспортной продукции, в соответствии с разделом II Положения и статьями 164, 165, 171, 172 Кодекса.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявление ЗАО "ЗИЛ-Запчасть" и признали недействительным решение Инспекции от 18.01.2007 N 1.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, аналогичны доводам, приведенным налоговым органом в оспариваемом решении, в отзыве на заявление, апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана верная правовая оценка. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации 1000 рублей государственной пошлины с кассационной жалобы подлежит взысканию с налогового органа.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по делу N А55-5348/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2008 г. N А55-5348/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании