Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 1 ноября 2007 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 января 2008 года по делу N А12-13978/07,
по заявлению Закрытого акционерного общества "ВМЗ "Красный октябрь", г. Волгоград о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области от 31 июля 2007 года N 121 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20% от неуплаченного налога на имущество, что составляет сумму 3987243 руб., о доначислении налога на имущество за 2006 год в сумме 19936213 руб., о начислении пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 843905 руб.,
установил:
ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Волгоградской области N 121 от 31 июля 2007 г., в соответствии с которым ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20% от неуплаченного налога на имущество, что составило сумму 3987243 руб.; обществу доначислен налог на имущество за 2006 г. - в сумме 19936213 руб.; начислены пени за несвоевременную уплату налога на имущество - в сумме 843905 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 1 ноября 2007 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Волгоградской области N 121 от 31 июля 2007 г. признано недействительным. На налоговый орган возложены расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 января 2008 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области (далее инспекция, налоговый орган) просит отменить принятые по делу судебные акты со ссылкой на нарушение норм материального права.
Инспекция считает, что свободные экономические зоны, созданные в порядке и на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" прекратили свое существование 28.08.2005, следовательно, у ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" (далее общество) отсутствует основание, предусмотренное статьей 2 Закона Волгоградской области N 888-ОД (в редакции до 01.01.2007), для применения льгот по налогу на имущество, находящееся на территории зоны экономического развития.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установил следующее.
Инспекцией 31 июля 2007 г. было принято решение N 121, в соответствии с которым ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" доначислен налог на имущество за 2006 год в сумме 19936213 руб., пени за просрочку уплаты налога на имущество, исчисленные по состоянию на 30 марта 2007 г., в сумме 843905 руб., и общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 3987243 руб.
В обоснование принятого решения инспекция указала, что согласно статьи 40 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" налоговая льгота на участника зоны экономического развития прекратилась с 25.08.2005. По налоговой декларации льгота по налогу на имущество за 2006 год применена неправомерно.
Согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 5 Закона Волгоградской области от 3 июня 1997 года N 121-ОД "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" создание зоны экономического развития производится на основании специального закона Волгоградской области. Решение о внесении в Волгоградскую областную Думу проекта закона о создании зоны экономического развития принимает представительный орган местного самоуправления с приложением ряда документов, в том числе решения представительного органа местного самоуправления, на территории которого предполагается создать зону экономического развития, инвестиционного проекта и проекта договора с администрацией Волгоградской области.
Исполнительный орган муниципального образования, на территории которого создана зона экономического развития, ведет реестр юридических лиц, зарегистрированных им на ее территории, и в месячный срок передает его в комитет экономики администрации Волгоградской области, который ведет областной реестр юридических лиц, производственная деятельность которых осуществляется в зонах экономического развития.
На основании Закона Волгоградской области N 121-ОД и совместного постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации г.Волгограда от 06 ноября 1998 года N 48/490/1395 "О создании зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" Волгоградской областной Думой был принят Закон Волгоградской области от 18 декабря 1998 года N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".
В статье 3 Закона Волгоградской области N 234-ОД предусматривалось, что организациям, зарегистрированным на территории зоны экономического развития ОАО "Красный Октябрь" в течение 10 лет со дня создания зоны экономического развития в соответствии с налоговым законодательством предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество. Названный Закон является частью налогового законодательства Волгоградской области.
ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" 7 июня 2000 года внесено в областной реестр юридических лиц, зарегистрированных в зонах экономического развития на территории Волгоградской области, на основании решения Департамента Администрации г. Волгограда от 7 июня 2000 года N 01-5/362 "О включении ЗАО "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" в реестр зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" за номером 01-5/362, о чем в материалах дела имеется выписка за регистрационным номером 33 от 26 апреля 2004 года. Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается и подтверждено в судебном заседании.
Законами Волгоградской области "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" от 22 мая 1997 г. N 121-ОД, "О зоне экономического развития на территории открытого акционерного общества "Металлургический завод "Красный Октябрь" от 3 декабря 1998 г. N 234-ОД установлена льгота по налогам, зачисляемым в областной и местный бюджеты, в том числе по налогу на имущество в виде освобождения от его уплаты в полном объеме.
Закон N 234-ОД утратил силу, а норма части 2 статьи 1 Закона N 352-ОД исключена с 1 января 2007 года, в соответствии с законами Волгоградской области от 17 октября 2006 года N 1292-ОД, N 1296-ОД, на что в этой части у Инспекции возражений по существу нет.
Согласно пункту 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Налоговым кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Следовательно, налогоплательщик в пределах представленных законом субъекта Российской Федерации прав правомерно применил налоговую льготу по налогу на имущество за 2006 год.
Кроме того, статья 40 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусматривает прекращение деятельности таких зон, а не приостановление действия законов субъекта Российской Федерации, который предусматривал налоговую льготу в части подлежащего зачислению в субъект Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции вынесенные судебные акты считает законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 1 ноября 2007 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 января 2008 года по делу N А12-13978/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 апреля 2008 г. N А12-13978/07 "Решение о привлечении к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество в связи с неправомерным применением налоговой льготы признано недействительным, так как акты законодательства, каким-либо образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Кроме того, ст.40 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусматривает прекращение деятельности таких зон, а не приостановление действия законов субъекта Российской Федерации, предусматривающих налоговую льготу"
Текст постановления был опубликован в журнале "Правосудие в Поволжье", июль-август 2008, N 4/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании