Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 3 апреля 2008 г. N А65-29236/2007-СА3-38
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговое предприятие "Алмагач", город Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008 по делу N А65-29236/2007-СА3-38,
по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Казанского территориального органа, город Казань о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Торговое предприятие "Алмагач", город Казань к административной ответственности по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - Госалкогольная инспекция Республики Татарстан) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Торговое предприятие "Алмагач" (далее - ООО ТП "Алмагач", общество) к административной ответственности по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) за оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2007 заявление Госалкогольной инспекции удовлетворено. ООО "ТП "Алмагач" привлечено к административной ответственности по статье 6.14 КоАП Российской Федерации с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 100000 рублей без конфискации спиртосодержащей жидкости.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ТП "Алмагач" просит отменить принятые судебные акты, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на недоказанность факта совершения вменяемого ему правонарушения, а также на отсутствие у ведущего специалиста-эксперта отдела контроля оборота алкогольной продукции Казанского территориального органа Госалкогольной инспекции Республики Татарстан Кузнецовой В.Н. полномочий на составление протокола об административном правонарушении.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 30.10.2007 в магазине - закусочной, расположенном по адресу: город Казань, улица Максимова, дом 31, было проверено соблюдение обществом с ограниченной ответственностью "ТП "Алмагач" требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании материалов проверки Госалкогольной инспекцией Республики Татарстан 20.11.2007 составлен протокол об административном правонарушении N 001029, в котором отражено, что в указанном магазине - закусочной, принадлежащем ООО "ТП "Алмагач", установлен факт реализации бесцветной спиртосодержащей жидкости в бутылке с этикеткой "Водка "Приятельская", производства филиала ОАО "Татспиртпром" "Чистопольский ЛВЗ", с датой розлива 12.10.2007, емкостью 0,5 л, в количестве около 350 мл из открытой бутылки, не соответствующей требованиям ГОСТ Р51355-99 по крепости. Данное обстоятельство подтверждается заключением эксперта ГУ "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы" от 15.11.2007 N 3611/32. Тем самым обществом были нарушены требования статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ). Не соответствующая государственным стандартам спиртосодержащая продукция в момент проверки находилась в магазине - закусочной на хранении и реализации в розницу, то есть находилась в обороте.
Согласно материалам дела экспертиза проводилась Госалкогольной инспекцией Республики Татарстан в рамках административного расследования, возбужденного определением от 30.10.2007 N 000094. По результатам проведенной экспертизы составлено заключение эксперта, в котором эксперт пришел к выводу, что в представленной на экспертизу стеклянной бутылке 0,5 л, укупоренной металлическим винтовым колпачком синего цвета (укупорка нарушена), с этикеткой "TATSPIRTPROM distilleries объем 0,5 л, крепость 40% Приятельская водка из спирта Люкс ГОСТ Р51355-99 находится разбавленный водой этиловый спирт "Люкс" крепостью 39,20 об. %, не соответствующий требованиям ГОСТа Р51355-99, в стеклянной бутылке 0,5 л, укупоренной металлическим винтовым колпачком синего цвета (укупорка не нарушена), с этикеткой "TATSPIRTPROM distilleries объем 0,5 л, крепость 40% Приятельская водка из спирта Люкс ГОСТ Р51355-99... находится разбавленный водой ректификованный этиловый спирт "Люкс" крепостью 40,1 об. %, не противоречащий требованиям ГОСТа Р51355-99 по марке спирта, крепости, полноте налива бутылки и содержанию токсичных микропримесей.
Протокол осмотра от 30.10.2007 N 001924 подписан всеми лицами, участвующими в ходе проверки, без каких-либо замечаний и возражений, как относительно процедуры проверки, так и места обнаружения алкогольной продукции и свидетельствует о том, что бутылка, не соответствующая требованиям ГОСТ, обнаружена на стеллаже, где была выставлена для продажи вся остальная алкогольная продукция.
Протокол осмотра составлен в присутствии продавца юридического лица и понятых, что соответствует положениям части 6 статьи 27.8 КоАП Российской Федерации.
Доводы общества о расхождениях в упаковке предметов правонарушения и содержащихся сведений на данных упаковках и указании объема жидкости, содержащейся в изъятых бутылках, обоснованно отклонены судом. В разделе "Определение полноты налива" заключения эксперта от 15.11.2007 N 3611/32 указано: "установлено, что объем жидкости в исследуемых объектах NN 1, 2 составляет 350 и 502 мл". В определении о назначении экспертизы от 31.10.2007 N 000076 в описании образцов указаны: одна стеклянная прозрачная бутылка, емкостью 0,5 л, укупоренная металлическим резьбовым колпачком синего цвета с нарушенной укупоркой, в бутылке около 350 мл, одна стеклянная прозрачная бутылка, емкостью 0,5 л, укупоренная термоусадочным колпачком синего цвета с ненарушенной укупоркой, горлышки отобранных образцов обернуты белой бумагой, обвязаны нитью белого цвета. В протоколе изъятия от 30.10.2007 N 000079 указан аналогичный объем изъятой спиртосодержащей жидкости - 350 мл. Указание в разделе "Внешний осмотр" заключения эксперта от 15.11.2007 N 3611/32 на то, что горловина каждой бутылки через фрагмент писчей бумаги завязана нитью белого цвета, не исключает того обстоятельства, что писчая бумага имела белый цвет. Кроме того, изъятые и представленные для исследования бутылки в данном случае могут быть идентифицированы по другим признакам (дата розлива, производитель, номера спец. марок, описание совпадают).
Доказательства, опровергающие выводы контролирующих органов относительно качества алкогольной (спиртосодержащей) продукции, обществом в суд не представлены.
В соответствии со статьей 6.14 КоАП Российской Федерации производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Учитывая доказанность факта совершения административного правонарушения, принимая во внимание характер допущенных нарушений ООО "ТП "Алмагач", суд правомерно определил размер минимального штрафа по статье 6.14 КоАП Российской Федерации в размере 100000 рублей.
Оснований для конфискации спорной спиртосодержащей жидкости суд не усмотрел, исходя из того, что спорная продукция была направлена на экспертизу в полном объеме.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП Российской Федерации, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы общества об отсутствии у специалиста отдела контроля оборота алкогольной продукции территориального органа полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.14 КоАП Российской Федерации, являются ошибочными.
Согласно пункту 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.14 КоАП Российской Федерации, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП Российской Федерации, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 2 этой же статьи Кодекса помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Указом Президента Республики Татарстан от 25.07.2005 создана Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей.
Приказом Госалкогольной инспекции Республики Татарстан от 11.07.2006 утвержден перечень должностных лиц Инспекции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в пункт 2.3 которого включен ведущий специалист-эксперт отдела контроля оборота алкогольной продукции.
Суды правомерно указали и об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации, поскольку совершенное ответчиком правонарушение представляет собой угрозу для жизни и здоровья граждан.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008 по делу N А65-29236/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговое предприятие "Алмагач" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2008 г. N А65-29236/2007-СА3-38
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании