Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 февраля 2008 г. N А65-25552/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамчы", д. Б.Битман Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 по делу N А65-25552/2007,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамчы" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, об отмене постановления от 24.09.2007 N 360 по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамчы" (далее - ООО "Тамчы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) от 24.09.2007 N 360 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить названные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.
По мнению подателя жалобы, Определением Верховного суда Республики Татарстан от 03.12.2007 было отменено постановление Инспекции от 24.09.2007 о привлечении к административной ответственности директора ООО "Тамчы" Файзрахмановой А.С., вынесенного по результатам той же проверки, в связи с нарушением порядка проведения проверки организации. В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. Однако Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не дал правовой оценки данному документу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 20.09.2007 Инспекцией проведена проверка деятельности ООО "Тамчы", в ходе которой выявлено нарушение требований пунктов 1, 3, 5, 6, 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40, выразившееся в неполном оприходовании в кассу выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники в сумме 19324 за период с 27.08.2007 по 19.09.2007.
По результатам проверки налоговым органом составлены акт от 20.09.2007 N 147 и протокол об административном правонарушении от 21.09.2007 N 360 и вынесено постановление от 24.09.2007 N 360 о наложении на ООО "Тамчы" административного взыскания по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением Инспекции от 24.09.2007 N 360 и обжаловало его в арбитражный суд.
Статьей 15.1 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в том числе в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 13, 22-24 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Из положений названных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то есть административное правонарушение, предусмотренное в статье 15.1 Кодекса, признается совершенным при несоблюдении этого требования. Таким образом, в случае неоприходования выручки сразу после ее получения, состав рассматриваемого административного правонарушения является оконченным.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, материалами дела подтверждается и не отрицается Обществом, что в период с 27.08.2007 по 19.09.2007 ООО "Тамчы" не полностью оприходовало в кассу выручку, полученную с применением контрольно-кассовой техники, в сумме 19324 рублей, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса.
Также судами установлено, что в ходе производства по делу об административном правонарушении налоговым органом не ущемлены соответствующие процессуальные права Общества.
Доводы Общества о грубом нарушении процедуры привлечения к административной ответственности судебными инстанциями рассмотрены и отклонены.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суды первой и апелляционной инстанций не выявили существенных нарушений законодательства при производстве по делу об административном правонарушении и сделали вывод о том, что акт проверки от 20.09.2007 отвечает требованиям административно-процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 по делу N А65-25552/2007оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамчы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2008 г. N А65-25552/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании