Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 5 июня 2008 г. N А12-987/08-с22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда,
на решение от 29.02.2008, Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-987/08-с22,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" город Волгоград, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ Нижневолжскнефтепродукт" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда (далее - налоговый орган) об оспаривании постановления от 27.12.2007 N 700-к о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.02.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, 31.10.2007 ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда на автозаправочной станции N 202, принадлежащей ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", оператором АЗС через терминал компании ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард", установленный на данной АЗС (модели SP 2000), осуществлен наличный денежный расчет с использованием топливной пластиковой карты с магнитной полосой за приобретенный бензин марки Аи-95 в количестве 10 литров по цене 20 рублей 50 копеек за 1 литр, всего на общую сумму покупки 198 рублей 85 копеек с учетом 3% скидки. При этом на данном терминале компании "Ликард" произведена проверка указанной топливной карты и дебетование заказанного количества нефтепродукта данной топливной карты.
После указанной операции покупателю оператором АЗС выдан документ терминала от 31.10.2007 N 1640, который является подтверждением факта совершения операции.
По мнению налогового органа, расчет с использованием топливной пластиковой карты осуществлен оператором АЗС без применения контрольно-кассовой машины и, соответственно, без выдачи кассового чека контрольно-кассовой машины (далее - ККМ). На указанной АЗС установлена контрольно-кассовая машина (фискальный регистратор "ПРИМ 09ТК" зав. N 0500319). Контрольно-кассовая машина применяется в составе комплекса АРМ АЗС "Ассоль-М", в котором контролер управления "Саон "Система" обеспечивает информационное сопряжение системы управления с топливо-раздаточными колонками типа "DRESSER". В ходе проверки также установлено, что терминал компании "Ликард" не обеспечивает отпуск нефтепродуктов по командам управления, поступающим от контрольно-кассовой машины, то есть фискального регистратора "ПРИМ 09ТК", работающего в составе компьютерно-кассовой системы "Ассоль-М".
Таким образом, контрольно-кассовая машина (фискальный регистратор "ПРИМ 09ТК") при расчетах с использованием топливных пластиковых карт на АЗС не применяется. ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" данный факт не оспаривает. Однако считает, что в рассматриваемом случае ККМ применяться не должна.
27.12.2007 Постановлением ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда по делу об административном правонарушении N 700-к заявитель был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей по статье 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин).
В Постановлении по делу об административном правонарушении N 700-к от 27.12.2007 указано, что Заявителем допущены нарушения п.п. 1.7 и 1.3 Технических требований к электронным ККМ для осуществления расчетов с населением в сфере торговли нефтепродуктами и газовым топливом, утв. Решением ГМЭК (протокол N 14 от 10.11.1994 г.). А именно, терминал "ЛИКАРД" не обеспечивает отпуск нефтепродуктов по командам управления, поступающим от ККМ, т.е. фискального регистратора "ПРИМ-09ТК", а также не выдается кассовый чек при отпуске нефтепродуктов по топливным картам, т.е. при косвенной безналичной оплате.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд, судебным актом которого заявленные требования удовлетворены.
Кассационная инстанция находит выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, отпуск нефтепродуктов производился по договору, заключенному между ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" и ООО "ВолгаАвтоГрад" N VD212001345 от 17/10/2005. Согласно п. 4.3 указанного договора расчеты между ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" и ООО "ВолгаАвтоГрад производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард", а не в момент заправки автотранспортных средств на АЗС (приложены платежные поручения NN 197, 193, 192, 213, 214, 225, 224, 238, 239, 253, 662, 661). Лицом, поставляющим нефтепродукты с применением топливных карт, является ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард", а не Заявитель. Заявитель поставляет ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" нефтепродукты в соответствии с договором N 4356-06-02 от 14.07.2003. Расчеты за поставляемые нефтепродукты производятся между Заявителем и ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" также путем перечисления денежных средств на расчетный счет Заявителя.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 5 указанного Закона определен момент выдачи кассового чека - в момент оплаты. При оплате нефтепродуктов платежными (банковскими) картами при отпуске нефтепродуктов происходит списание денежных средств с банковского счета клиента, т.е. в момент транзакции производится расчет за получаемый товар. Пластиковые топливные карты платежными картами не являются. При использовании топливных карт на АЗС расчет за нефтепродукты не производится. Момент оплаты нефтепродукта либо предшествует транзакции (предоплата), либо следует после (при отсрочке платежа). Форма оплаты в указанном случае - перечисление денежных средств на расчетный счет. Топливные карты "ЛИКАРД" служат лишь средством товарного учета, то есть количества отпущенного нефтепродукта.
В подтверждение того, что топливные карты используются как средства учета количества отпускаемого нефтепродукта Заявитель ссылается на определение, данное эмитентом топливных карт - ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" - в договоре N VD212001345 от 17.10.2005: топливная карта - это карта, являющаяся средством учета отпуска нефтепродуктов, товаров и услуг на АЗС, и для составления информационных документов.
В соответствии с Классификатором контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ (приложение N 1 к письму Госналогслужбы России от 05.02.1998 N ВК-6-16/84) для торговли нефтепродуктами м газовым топливом применяются четыре типа контрольно-кассовых машин, в том числе и фискальный регистратор.
В классификаторе ККМ также дается понятие фискального регистратора - это контрольно-кассовая машина, способная работать только в составе компьютерно-кассовой системы, получая данные через канал связи (а не подавая их). Таким образом, отпуск нефтепродуктов от команд управления ККМ, в том случае, когда ККМ является фискальный регистратор, технически невозможно. В отличие от системных контрольно-кассовых машин.
Информация об осуществлении операций отпуска нефтепродуктов поступает на фискальный регистратор от компьютерно-кассовой системы "Ассоль-М". В соответствии с Сертификатом соответствия N 0354609 выданным ВНИИНМАШ (органом по сертификации средств информатизации, приборостроения, медицинской техники и электрооборудования), комплекс средств автоматизации отпуска и коммерческого учета нефтепродуктов и товаров на АЗС "Ассоль-М" соответствует требованиям нормативных документов. В соответствии со Свидетельством от 22.11.2004, выданным ОАО "СКБ ВТ "Искра", компьютерно-кассовая система "Ассоль-М" может быть использована с ККМ "Прим-09ТК". В соответствии с приказом Роспрома от 16.07.2007 N 299 ККМ "Прим-09ТК" включена в государственный реестр ККТ, ОАО "СКБ ВТ "Искра" утвержден поставщиком указанных ККМ.
В подтверждение данного обстоятельства имеется письмо ОАО "СКБ ВТ "Искра" от 12.11.2007 N 3642.
Порядок выдачи кассового чека при косвенной безналичной оплате (без указания стоимости, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров) введен в Технические требования по ККМ изменениями N 1-2000 (протокол ГМЭК ККМ N 3/57-2000 от 08.08.2000). В соответствии с п. IV указанного протокола ГМЭК ККМ проекты изменений N 1-2000 только приняты за основу, т.е. не утверждены, а значит, не имеют обязательного характера.
Кроме того, выдача кассового чека без указания стоимости, но с указанием марки и количества нефтепродукта невозможна технически, что подтверждается письмами ООО "Фалькон" от 15.01.2008 и ООО "Фараон" N 03-17 от 15.01.2008.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что топливная карта используется как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Налоговым органом не доказано осуществление денежных расчетов между ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" и владельцем топливной карты.
Следовательно, с учетом имеющихся обстоятельств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признал незаконным и отменил постановление.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 29.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-987/08-с22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 июня 2008 г. N А12-987/08-с22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании