Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 июля 2008 г. N А12-2655/08
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Волгоградской городской Думы, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.04.2008 по делу N А12-2655/08,
по заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании недействующими абзаца 9 пункта 3.3.2, абзаца 1 пункта 4.6, пункта 4.8 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, принятых Решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 N 48/1163, как несоответствующих части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации,
установил:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.04.2008 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействующими абзац 9 пункта 3.3.2, абзац 1 пункта 4.6, пункт 4.8 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, принятых Решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 N 48/1163, как несоответствующих части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Волгоградская городская Дума обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемые первым заместителем прокурора положения направлены на восстановление баланса между общественными интересами и интересами ответчика в вопросе экологической безопасности, соответствуют требованиям федеральных законов, в связи с чем основания для признания их недействительными отсутствуют.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 18.07.2007 Решением Волгоградской городской Думы N 48/1163 приняты Правила обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, опубликованные в газете "Волгоградская газета" от 18.08.2007 N 153.
Посчитав, что отдельные положения Правил, а именно абзац 9 пункта 3.3.2, абзац 1 пункта 4.6, пункт 4.8, приняты Волгоградской городской Думой с превышением компетенции и возлагают на хозяйствующих субъектов не предусмотренные федеральным законодательством обязанности в области обращения с отходами, первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд.
Коллегия считает, что суд первой инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все обстоятельства по делу и сделал правильный вывод о несоответствии части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации обжалуемых положений Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда. При этом коллегия исходит из следующего:
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды установлены пунктом 3 статьи 7 названного Федерального закона, в соответствии с которым к вопросам местного значения городского округа относятся:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 названной статьи определены полномочия органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами, к которым относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, из положений вышеназванных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Следовательно, судом сделан правильный вывод о том, что Волгоградская городская Дума, как представительный орган местного самоуправления городского округа, отдельные положения Правил приняла с превышением компетенции. Кроме того, указанные положения возлагают на хозяйствующих субъектов не предусмотренные федеральным законодательством обязанности в области обращения с отходами.
Так, в соответствии с абзацем 9 пункта 3.3.2 Правил функционирование системы обращения с отходами на территории Волгограда осуществляется с учетом требования исполнения юридическими лицами независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются отходы, ряда положений законодательства в области обращения с отходами, в том числе, заключающегося в заключении договоров со специализированными предприятиями на оказание услуг по вывозу и (или) размещению отходов не позднее, чем за месяц до начала календарного года.
Однако, действующее природоохранное законодательство не содержит подобного требования.
Кроме того, частью 1 статьи 241 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п.1 ст.421 ГК РФ
Указанное положение Правил, вводя не предусмотренное федеральным законодательством ограничение во временном периоде заключения договоров на оказание услуг по вывозу и (или) размещению отходов, нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов, на свободный выбор временного периода, в течение которого они вправе заключить указанный договор.
Согласно абзацу 1 пункта 4.6 Правил в случае отсутствия разрешений на размещение отходов (лимитов), выданных в установленном порядке, юридические лица независимо от форм собственности, индивидуальные предприниматели представляют в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда сведения, необходимые для определения объемов накопления отходов для природопользователей, не имеющих утвержденных лимитов на размещение отходов, согласно приложению к Правилам.
Однако, действующее федеральное законодательство не содержит положений, устанавливающих обязанности хозяйствующих субъектов по представлению в органы местного самоуправления указанных сведений.
Кроме того, требование Правил о представлении в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда указанных сведений не соответствует сфере полномочий органов местного самоуправления городских округов, установленных статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4.8 Правил организациям, оказывающим услуги по вывозу, приему, размещению отходов на полигонах, запрещается заключать с юридическими лицами независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями договор на оказание услуг по вывозу и приему отходов без утвержденных разрешений на размещение отходов (лимитов), а до момента их получения - без сведений об объемах накопления отходов, указанных в пункте 4.6 раздела 4 Правил.
Действующее федеральное законодательство, также не содержит подобных ограничений в случае отсутствия утвержденных лимитов. Оспариваемое положение Правил ограничивает права субъектов предпринимательской деятельности на вывоз и размещение отходов.
Согласно абзацу 2 пункта 4.8 Правил организации, оказывающие услуги по вывозу, приему, размещению отходов на полигонах, при выявлении природопользователей, не имеющих обосновывающих документов для заключения договора на оказание услуг по вывозу и размещению отходов, указанных в пунктах 4.4 и 4.6 раздела 4 Правил, в недельный срок со дня выявления таких природопользователей направляют в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда сведения об указанных природопользователях для принятия мер в пределах его компетенции.
Возложение подобных обязанностей на организации, оказывающие услуги по вывозу, приему, размещению отходов, вводит для них дополнительное, не предусмотренное федеральным законодательством обязательство с конкретным сроком исполнения.
Таким образом, коллегия считает, что суд правильно признал указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствующим действующему федеральному законодательству и подлежим признанию недействующим, поскольку вышеперечисленные положения Правил не соответствуют части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых образуются отходы, а также, организаций, оказывающих услуги по вывозу, приему, размещению отходов на полигонах, так как незаконно возлагают для них дополнительные обязанности.
Доказательства, опровергающие данные выводы суда, в кассационной жалобе не приведены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта коллегия не находит, так как суд правильно применил нормы права и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.04.2008 по делу N А12-2655/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Волгоградской городской Думы в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1000 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июля 2008 г. N А12-2655/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании