Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 25 августа 2008 г. N А57-4921/07-21
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области, город Саратов,
на решение от 28.01.2008 года Арбитражного суда Саратовской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 года по делу N А57-4921/07-21,
по иску Администрации города Саратова, Комитета по финансам администрации города Саратова, к Министерству финансов Российской Федерации, город Москва, Министерству финансов Саратовской области, город Саратов, Министерству внутренних дел Российской Федерации, город Москва, Главному управлению внутренних дел Саратовской области, город Саратов, о взыскании убытков,
установил:
Администрация г. Саратова и Комитет по финансам администрации г. Саратова обратились в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Саратовской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел Саратовской области о взыскании убытков в сумме 221088 руб. 06 коп.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О милиции", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и мотивированы тем, что в результате возмещения стоимости благоустроенного жилого помещения Казакову Ю.Н., являющемуся участковым уполномоченным милиции, согласно определению Ленинского районного суда города Саратова от 25.05.2004 года в сумме 221088 руб. 06 коп., истцам - Администрации города Саратова и Комитету по финансам администрации города Саратова причинены убытки.
Решением от 28.01.2008 года, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 года, Арбитражный суд Саратовской области заявленные исковые требования к Министерству финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации удовлетворил.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права. Заявитель считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, так как обязанность по предоставлению жилья сотрудникам органов внутренних дел действующим законодательством возложена на органы системы МВД России.
В отзыве на кассационную жалобу Главное управление внутренних дел по Саратовской области просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено, что решением от 30.05.2003 года Ленинского районного суда города Саратова на Администрацию города Саратова была возложена обязанность по предоставлению Казакову Ю.Н. благоустроенного жилого помещения.
Определением Ленинского районного суда города Саратова от 25.05.2004 года изменен способ и порядок исполнения решения Ленинского районного суда города Саратова от 30.05.2003 года и с администрации города Саратова за счет казны муниципального образования города Саратова в пользу Казакова Юрия Николаевича на состав семьи из одного человека была взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова в размере 221088 руб. 06 коп.
Платежным поручением N 487 от 23.11.2004 года Комитетом по финансам администрации города Саратова перечислены денежные средства в счет исполнения определения суда от 25.05.2004 года.
В связи с возникшими в результате исполнения судебного акта убытками истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательствам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Статьей 30 этого же закона не определены источники финансирования предоставления жилых помещений, механизм компенсации расходов органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений во исполнение данного федерального закона.
В соответствии с пунктами 2, 3 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п.2,3 ст.4 ФЗ от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ
Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что поскольку обязанность предоставления жилых помещений предусмотрена федеральным законодательством, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
При определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с возмещением стоимости благоустроенного жилого помещения сотруднику милиции, признанному в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" нуждающимся в улучшении жилищных условий, арбитражные суды правомерно исходили из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 08.07.2004 года N 303-О, от 15.02.2005 года N 58-О, от 09.06.2005 года N 224-О.
Исходя из указанных определений, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников органов милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Вышеуказанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Аналогичная позиция по данному вопросу выражена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2008 года N 2935/08.
Судами правильно применены нормы статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и обоснованно сделан вывод об обязанности Российской Федерации по возмещению убытков в этом случае за счет казны.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Поэтому взыскание убытков в данном случае с Министерства финансов Российской Федерации является правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, либо несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и повторяют доводы апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка. В связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 28.01.2008 года Арбитражного суда Саратовской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 года по делу N А57-4921/07-21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2008 г. N А57-4921/07-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании