Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 4 августа 2008 г. N А57-24814/07-5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области, город Саратов,
на решение от 13.03.2008 Арбитражного суда Саратовской области и постановление от 13.05.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А57-24814/07-5,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ральт", город Саратов, о признании недействительным распоряжения от 29.08.2007 N Т-3409-р Комитета по управлению имуществом Саратовской области, город Саратов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ральт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением (с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным распоряжения от 29.08.2007 N Т-3409-р Комитета по управлению имуществом Саратовской области (далее - Комитет) и обязать Комитет принять распоряжение о предоставлении обществу права аренды на земельный участок площадью 1843 кв.м с кадастровым номером 64:48:03 03 15:0029, расположенный по адресу: город Саратов, улица Луговая, д. 69, для строительства многоэтажного жилого дома.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях обеспечения законности прокурор Саратовской области вступил в настоящее дело.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Комитет просит принятые по делу судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Саратова от 11.10.2004 N 224А-122 обществу согласовано место размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке площадью 1843 кв.м расположенного в городе Саратов по улице Луговой, 69 и утвержден акт выбора указанного земельного участка. На основании указанного постановления и в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 5 статьи 30 и пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации был осуществлен кадастровый учет земельного участка.
Общество 26.05.2006 и 07.08.2007 обращалось в Комитет с заявлениями о предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок.
Распоряжением от 29.08.2007 года N Т-3409-р Комитет отказал обществу в предоставлении права аренды на спорный земельный участок в связи с тем, что решение о предоставлении права на земельный участок без проведения торгов на основании заявления и решения о предварительном согласовании места размещения объекта могло быть принято только до 01.03.2007.
Полагая, что указанное распоряжение принято с нарушением норм действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Частью 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3-х лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Администрацией города Саратова принято постановление от 11.10.2004 N 224А-122 о предварительном согласовании обществу места размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке площадью 1843 кв.м в срок, предусмотренный пунктом 15 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, до 01.10.2005, с момента его принятия и до обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка прошло менее трех лет, что соответствует требованиям вышеназванной нормы права.
Кроме того, общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство многоэтажного жилого дома 26.05.2006, то есть до срока, установленного пунктом 15 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ - 01.03.2007. При этом решение по заявлению было принято Комитетом только 29.08.2007. Письмо Комитета от 20.11.2006 правомерно признано судами ненадлежащим решением, принятым в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку его текст не содержит конкретного решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Кроме того, судами принято во внимание, что пунктом 3.3. постановления о предварительном согласовании места размещения объекта от 11.10.2004 на общество была возложена обязанность произвести до начала строительно-монтажных работ отчуждение у собственников недвижимости за счет средств заказчика при согласовании с владельцами строений и в соответствии с действующим законодательством. Данная обязанность на момент обращения общества в Комитет была полностью выполнена.
Таким образом, обществом были выполнены все необходимые и зависящие от него условия, предусмотренные действующим законодательством, для предоставления ему земельного участка под строительство многоэтажного жилого дома.
Учитывая, что распоряжение Комитета об отказе в предоставлении обществу под строительство многоэтажного жилого дома земельного участка препятствует осуществлению обществом предусмотренной уставом строительной деятельности на закрепленном за ним земельном участке, а также влечет для общества необоснованные расходы, понесенные в связи с необходимостью получения земельного участка под строительство, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств у судов первой и апелляционной инстанций не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение от 13.03.2008 Арбитражного суда Саратовской области и постановление от 13.05.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А57-24814/07-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2008 г. N А57-24814/07-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании