Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 18 сентября 2008 г. N А12-4948/08
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Волгоградской области, р.п. Средняя Ахтуба, Волгоградской области,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.08 по делу N А12-4948/08,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таверна", г. Ленинск, Волгоградской области, к главному государственному налоговому инспектору Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России N 4 по Волгоградской области Морозовой Татьяне Федоровне, Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России N 4 по Волгоградской области, р.п. Средняя Ахтуба, Волгоградской области, Управлению федеральной налоговой службы по Волгоградской области, о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Таверна" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 4 по Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также протокола об административном правонарушении N 000282 от 06.03.2008 года.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2008 дело в части требований общества с ограниченной ответственностью "Таверна" о признании незаконным и отмене протокола Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 4 по Волгоградской области об административном правонарушении N 000282 от 06.03.2008 производством прекращено. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Таверна" в части признания незаконным и отмене постановления N 000160 от 26.03.2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 года решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 апреля 2008 года по делу N А12-4948/08-С6 отменено в части.
Признано незаконным и отменено постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области N 000160 от 26 марта 2008 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Таверна" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
В остальной части указанное решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения.
Налоговый орган, не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 года, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность принятого по делу судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 5 марта 2008 года на основании поручения N 175 от 5 марта 2008 года налоговым органом проведена проверка полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, и порядка работы с денежной наличностью общества с ограниченной ответственностью "Таверна" за период с 1 января 2008 года по 4 марта 2008 года.
Для проведения проверки Обществом представлены: кассовая книга с 01.01.2008 по 04.03.2008 года, отчеты кассира с приходными ордерами за период 01.01.2008 года по 04.03.2008 года.
В результате проверки налоговым органом установлено, что сумма наличных денежных средств, отраженные по бухгалтерскому учету выручки по дебету счета 50 "Касса", соответствуют показателям контрольно-кассовой техники.
В ходе проверки также проверкой установлено, что по месту нахождения общества с ограниченной ответственностью "Таверна" отсутствует изолированное помещение кассы, металлический шкаф для хранения денежной наличности, охранная сигнализация, чем нарушен порядок хранения денежных средств и соответствие помещений кассы Единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий.
Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 4 по Волгоградской области в отношении Общества составлен протокол N 000282 от 06.03.2008 об административном правонарушении, которым действия Общества квалифицированы по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 4 по Волгоградской области вынесено постановление N 000160 от 26.03.2008 о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о том, что отсутствие ненадлежаще оборудованной кассы свидетельствует о нарушении порядка хранения свободных наличных денежных средств независимо от совершения операций с наличными денежными средствами на момент выявления такого нарушения и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебная коллегия пришла к выводу, что суд апелляционной инстанции обоснованно признал выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно протокола N 000282 от 06.03.2008 об административном правонарушении, налоговый орган установил несоблюдение порядка ведения кассовых операций, хранения денежных средств, выразившееся в несоблюдении требований по технической укрепленности помещений касс предприятий, отсутствии изолированного помещения кассы, металлического сейфа при осуществлении приема и выдачи наличных денег.
В силу пункта 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке из учреждения банка и сдаче в банк.
Сам факт отсутствия изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая общество с ограниченной ответственностью "Таверна" виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, и, назначая административное наказание в виде административного штрафа за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, налоговый орган обязан доказать:
наличие у заявителя свободных денежных средств и их размер;
подтвердить факт их хранения;
указать конкретные нарушенные нормы порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в том числе при хранении наличных денег, а также указать конкретную дату совершения правонарушения.
Из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 5 марта 2008 года не следует, что на момент его проведения в помещении, расположенном по адресу г. Ленинск, ул. Воровского, д. 82, находились свободные денежные средства, принадлежащие ООО "Таверна", равно как в ходе проверки было выявлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40.
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с пунктом 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
В силу пунктов 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Из положений указанных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
Согласно пункту 29 названного Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. Помещение кассы должно быть изолированно, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3.
Правонарушения, предусмотренные статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Факт отсутствия надлежаще оборудованной кассы при отсутствии доказательств несоблюдения Обществом непосредственно порядка хранения свободных денежных средств не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол N 000282 об административном правонарушении от 6 марта 2008 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Таверна" не содержит описания события вменяемого Обществу административного правонарушения.
Доказательства того, что в момент проверки Общество имело свободные денежные средства и совершало операции с ними (принимало, выдавало, хранило их) при отсутствии кассы, что повлекло не выполнение обязанности по созданию условий, обеспечивающих сохранность денежных средств, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.08 года по делу N А12-4948/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 сентября 2008 г. N А12-4948/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании