Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 25 сентября 2008 г. N А57-31587/05-42
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 17 марта 2010 г. N А57-31587/05
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Балаковоэлектротранс", город Балаково Саратовской области,
на решение от 18.03.2008 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-31587/05-42,
по иску муниципального унитарного предприятия "Балаковоэлектротранс", город Балаково Саратовской области, к Управлению социальной защиты населения администрации Балаковского муниципального образования, город Балаково Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, город Саратов, Министерству социального развития Саратовской области, город Саратов, Управлению социальной защиты населения Балаковского района министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации, город Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, город Саратов, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, город Москва, о взыскании 11140692 рублей 41 копеек,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Балаковоэлектротранс" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании с ответчиков убытков в сумме 11140692 рублей 41 копеек.
В процессе рассмотрения дела предприятие в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки, возникшие в связи с реализацией в 2004 году положений Федерального закона "О ветеранах" в сумме 11140692 рублей 41 копеек.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2008 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе предприятие просит принятый по делу судебный акт отменить, мотивируя неправильным применением норм материального права и несоответствием сделанных выводов фактическим обстоятельствам дела.
В суд кассационной инстанции от Управления Федерального казначейства по Саратовской области поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы, рассмотрев которое судебная коллегия оставила его без удовлетворения.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу решения, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, предприятие в 2004 году предоставляло услуги по бесплатной перевозке на городском электротранспорте льготных категорий граждан на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), в связи с чем эксплуатационные расходы по перевозке составили 16140692,41 рублей. В порядке компенсации убытков от перевозок ветеранов в 2004 году предприятию было перечислено 5000000 рублей.
Поскольку размер не возмещенных расходов по перевозке ветеранов в 2004 году составил 11140692 рублей 41 копеек, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предприятие документально не подтвердило наличие убытков, понесенных в 2004 году в результате предоставления льгот по оплате проезда на городском электротранспорте отдельным категориям граждан.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу прямого указания, содержащегося в статье 10 Закона о ветеранах, расходы, связанные с реализацией данного закона, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России. Названные законы не содержат порядка возмещения этих расходов и перечня документов, которыми они должны подтверждаться.
В силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
Исходя из подпункта "а" пункта 1, подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 10 Закона о ветеранах организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны предоставить гражданам льготы по транспортному обслуживанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация, установив Законом о ветеранах льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Приняв Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (далее - Закон о бюджете), государство не отменило и не приостановило действия Закона о ветеранах. Поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан до настоящего времени не разработана. Поэтому представленный предприятием в арбитражный суд расчет понесенных им расходов основан на численности ветеранов, обладающих льготой по бесплатному проезду, количестве поездок одного льготника в месяц и тарифа на проезд,
В пункте 18 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении спора суду надлежит проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельным категориям граждан на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение от 18.03.2008 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-31587/05-42 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2008 г. N А57-31587/05-42
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании