Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 11 июня 2008 г. N А12-16546/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу N А12-16546/07,
по заявлению Открытого акционерного общества "Урюпинский элеватор", г. Урюпинск Волгоградской области о признании незаконным бездействия Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г. Волгоград, выразившегося в непринятии решения по утверждению ОАО "Урюпинский элеватор" лимитов на размещение отходов для ОАО "Урюпинский элеватор", обязании устранить нарушение прав юридического лица путем утверждения лимитов на размещение отходов для ОАО "Урюпинский элеватор",
в судебном заседании 09.06.2008 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11.45 часов 11.06.2008,
установил:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008, заявленные требования удовлетворены.
Бездействие Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выразившееся в непринятии решения по утверждению ОАО "Урюпинский элеватор" лимитов на размещение отходов для ОАО "Урюпинский элеватор" признано незаконным, ему вменено в обязанность устранить нарушение прав юридического лица путем утверждения лимитов на размещение отходов для ОАО "Урюпинский элеватор".
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, Ростехнадзор обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, решение суда в части обязания Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору устранить нарушение прав юридического лица путем утверждения лимитов на размещение отходов для ОАО "Урюпинский элеватор" неисполнимо, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2007 N 545 предусматривает иной порядок рассмотрения материалов и принятия решения об утверждении лимитов на размещение отходов и иной итоговый разрешительный документ на размещение отходов предприятия.
По мнению заявителя жалобы, ОАО "Урюпинский элеватор", осуществляя деятельность по хранению и переработке зерновых культур, имеет опасные отходы в виде зерновой пыли и отходов от механической очистки зерна, которые хранятся до их вывоза на территории предприятия, что дает основание утверждать о размещении отходов самим предприятием, а, соответственно, необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
ОАО "Урюпинский элеватор" надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, своих представителей для участия в нем не направил.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 09.06.2008 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11.45 часов 11.06.2008. После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Ростехнадзора, оснований для отмены судебного акта не находит.
Как следует из материалов дела, 19.12.2006 ОАО "Урюпинский элеватор" направил в Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для утверждения с последующей выдачей разрешения на размещение отходов.
К заявлению были приложены документы, предусмотренные пунктом 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
Рассмотрев заявление Общества, Нижне-Волжское межрегиональное управление письмом от 09.04.2007 N 03/1473 сообщило обществу о том, что условием утверждения лимитов на размещение отходов является наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Посчитав, что Нижне-Волжское межрегиональное управление незаконно бездействует, не принимая решения по утверждению Обществу лимитов на размещение отходов, ОАО "Урюпинский элеватор" обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из незаконности бездействия управления в непринятии решения по утверждению ОАО "Урюпинский элеватор" лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием у общества обязанности по получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке либо размещению опасных отходов, поскольку временное размещение образовавшихся от деятельности общества отходов не является самостоятельной деятельностью по размещению отходов, а является элементом основной производственной деятельности общества.
Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и сделали правильный вывод о том, что Обществом предоставлены все необходимые документы для утверждения лимитов на размещение отходов, в связи с чем бездействие Ростехнадзора, выразившееся в неутверждении лимитов ОАО "Урюпинский элеватор", является незаконным.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 2 указанной статьи лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В целях реализации статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно пунктам 4 и 5 которых (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 767) индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации следующие документы:
а) заявление;
б) копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
в) проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации;
г) свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (пункт 7 Правил).
В пункте 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Таким образом, юридическое лицо, размещающее или использующее опасные отходы, должно представить в надзорный орган копию лицензии на осуществление такого вида деятельности.
Судом установлено, что лицензия N 781 от 29.08.2003, выданная ОАО "Урюпинский элеватор", предоставляет разрешение Обществу на осуществление деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки.
В процессе производственной деятельности ОАО "Урюпинский элеватор" образуются отходы, относящиеся к 1-5 классам опасности. Обществом осуществляется их передача соответствующим лицензируемым организациям, непосредственно занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Данные обстоятельства подтверждаются представленными Обществом договорами 2006-2007 годов (л.д. 21-29), а так же договорами на 2008 год.
Таким образом, деятельность при обращении с опасными отходами не является для ОАО "Урюпинский элеватор" самостоятельным видом деятельности, подлежащей лицензированию.
На основании подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьи 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Учитывая, что деятельность, в процессе которой образуются отходы, не подлежит лицензированию в соответствии с указанным Законом, а признаки предпринимательской деятельности в виде получения доходов от деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов в деятельности ОАО "Урюпинский элеватор" не установлены, требования Нижне-Волжского межрегионального управления о предоставлении Обществом лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению опасных отходов для утверждения лимитов на размещение отходов являются необоснованными.
Довод заявителя жалобы о том, что Общество хранит отходы до их вывоза, в связи с чем обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, судом отклоняется как несостоятельный, поскольку накопление и временное размещение отходов не является целенаправленной самостоятельной деятельностью общества.
Довод заявителя жалобы о неисполнимости решения суда в части его обязания утвердить лимиты на размещение отходов по причине изменения процедуры утверждения лимитов судебная коллегия признает несостоятельным. Возложение судом на Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору в судебном акте суда первой инстанции обязанности по устранению допущенного нарушения прав Общества путем утверждения лимитов на размещение отходов для нее, не свидетельствует о необходимости и обязанности этого органа утвердить лимиты без соблюдения процедуры утверждения лимитов на размещение отходов. Поэтому изменение процедуры на исполнимость судебного акта влиять не может.
Таким образом, обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы Нижне-Волжского межрегионального управления, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу N А12-16546/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г. Волгоград - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2008 г. N А12-16546/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании