Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 19 июня 2008 г. N А06-5707/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань,
на решение от 07.11.2007 Арбитражного суда Астраханской области и постановление от 04.03.2008 Двенадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу N А06-5707/07,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханьгазпром", г. Астрахань, к государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань, о признании частично недействительным решения N 203 от 26.07.2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханьгазпром" (измененное наименование общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань") (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением (с учетом его уточнения) о признании недействительным решения государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее фонд) от 26.07.2007 N 203 в части непринятия к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, исчисленных с учетом коэффициента за работу в пустынной и безводной местности в сумме 7441956,49 рублей, непринятия к зачету расходов на выплату пособий, исчисленных в завышенном размере в результате включения в состав заработка для исчисления пособия надбавки за время проезда работников заявителя от сборного пункта до места работы в сумме 250455,59 рублей, непринятия к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по листкам временной нетрудоспособности, выданным с нарушением в части неправильного указания места работы или неуказания места работы, без подписи лечащего врача, внесения исправлений без подписи врача, отсутствия печати ЛПУ в сумме 329191,76 рублей, непринятие к зачету сумм расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в части несоответствия расходов, отраженных в сводах начислений и удержаний данным расчетных ведомостей за 2004 и 2005 годы в сумме 181630 рублей.
Всего общество оспаривает непринятие к зачету 8203233,84 рублей.
Решением от 07.11.2007, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2008 Двенадцатого Арбитражного Апелляционного суда, решение фонда от 26.07.2007 N 203 в части непринятия к зачету расходов на выплату пособий по социальному страхованию в сумме 8203233,84 рублей признано недействительным. В остальной части производство по делу прекращено.
Фонд, обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить, в удовлетворении заявления общества отказать в полном объеме.
Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки общества по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения Фонда за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, составлен акт N 215 от 19.06.2007, на основании которого фондом принято решение N 203 от 26.07.2007 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, в сумме 9034722,72 рублей.
Общество, не согласившись с решением фонда в части непринятие к зачету 8203233,84 рублей, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, признавая недействительным решение фонда в части непринятия к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, исчисленных с учетом коэффициента за работу в пустынной и безводной местности в сумме 7441956,49 рублей, правомерно исходили из следующего.
Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что оплата такого труда производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23.09.1981 N 1921р за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате работников, занятых на геологоразведочных работах, бурении скважин, строительстве и эксплуатации объектов Астраханского газоконденсатного месторождения, установлен коэффициент 1,35. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 106 от 19.02.1987 данный коэффициент был распространен и на работников предприятий и организаций железнодорожного и автомобильного транспорта, электроснабжения, технологической связи, ОРСа, медсанчасти, коммунального, бытового обслуживания и культурно-просветительных учреждений за время их работы в зоне обслуживания объектов Астраханского газоконденсатного месторождения.
При этом Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002-2004 годы установлено, что в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
Таким образом, довод фонда о том, что коэффициент к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности при расчете пособия применяться не может, противоречит действующему законодательству.
Кроме того, обстоятельства правомерности расчета размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в Астраханской области с учетом применения коэффициента 1,35 за работу в пустынной и безводной местности установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-2157у/3-23/04 с участием тех же лиц.
Также судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка доводу фонда о неправомерности включения обществом в состав заработка для определения пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам надбавки за разъездной характер работы.
Пунктом 68 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС N 13-6 от 12.11.1984, действовавшего в проверяемый период, предусмотрено, что в фактическом заработке, из которого исчисляются пособия, учитываются все виды заработка, на которые начисляются взносы.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата включает в себя вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Надбавка за разъездной характер работы установлена пунктом 5.8 коллективного договором общества на 2004-2006 годы.
Как верно указали судебные инстанции, данная надбавка устанавливается с целью компенсации повышенных трудозатрат, обусловленных выполнением труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в связи со значительной удаленностью производственных объектов общества от места жительства работников, в связи с чем включается в состав заработка, из которого исчисляются пособия.
Также судебными инстанциями правомерно признано недействительным решение фонда в части непринятия к зачету 329191,76 рублей - пособий, выплаченных работникам по листкам нетрудоспособности, оформленным ненадлежащим образом.
Судами установлено, что указанные нарушения имели устранимый характер, наступление страхового случая на момент рассмотрения дела в суде подтверждено надлежащими доказательствами.
Действующее законодательство не содержит запрета на внесение исправлений в листки нетрудоспособности.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно признали недействительным решение фонда в части непринятия к зачету суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, отраженным в сводах начислений и удержаний за 2004-2005 годы в размере 181630 рублей.
Фонд отказал в принятии к зачету данной суммы ввиду ее несоответствия данным расчетных ведомостей по средствам ФСС Российской Федерации по форме 4-ФСС Российской Федерации.
Довод фонда о завышении обществом расходов на выплату пособий, отраженных в форме 4-ФСС Российской Федерации правомерно отклонен судебными инстанциями, вследствие его неподтверждения первичными документами или составленными на их основании регистрами, в нарушение Методических указаний о порядке назначения и проведения документальных выездных проверок страхователей от 17.03.2004.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, постановил:
Решение от 07.11.2007 Арбитражного суда Астраханской области и постановление от 04.03.2008 Двенадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу N А06-5707/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2008 г. N А06-5707/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании