Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 24 июня 2008 г. N А57-6534/07-33
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу N А57-6534/07-33,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СарТрейд 777", город Энгельс Саратовской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, город Саратов, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области, город Энгельс Саратовской области, об обязании принять решение о выплате процентов за несвоевременный возврат НДС,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СарТрейд 777" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением (с учетом принятых уточнений) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - МИФНС N 8 по Саратовской области), выразившегося в не начислении и не возврате процентов за нарушение сроков возврата из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС), и обязании принять решение о выплате процентов в сумме 394308,1 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2007 заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ИФНС N 8 по Саратовской области по не начислению и не возврату процентов за нарушение сроков возврата заявителю из бюджета НДС за апрель 2005 года. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области (далее - МИФНС N 7 по Саратовской области) уплатить обществу проценты в сумме 394308,1 рублей за несвоевременный возврат НДС за апрель 2005 года.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.03.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИФНС N 8 по Саратовской области просит ранее принятые судебные акты отменить, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение судами норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
МИФНС N 7 по Саратовской области в отзыве считает кассационную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, поэтому дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает следующее.
Как следует из материалов дела, общество 11.05.2005 направило в МИФНС N 8 по Саратовской области налоговую декларацию и пакет документов в обоснование права на применение нулевой ставки по НДС и налоговых вычетов за апрель 2005 года.
Решением инспекции от 05.08.2005 N 93/172 в применении нулевой ставки и в возмещении налога было отказано.
Вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.12.2006 по делу N А57-30993/05-5 данное решение признано незаконным. Суд также обязал инспекцию возместить обществу налог в сумме 2403504,77 рублей.
16.01.2007 общество обратилось в МИФНС N 8 по Саратовской области с заявлением о перечислении на расчетный счет общества суммы 2403504,77 рублей (письмо от 15.01.2007 N 02).
25.01.2007 письмом за N 218 налоговый орган известил общество о принятом решении о зачете на суммы налога 346138,68 рублей и пени 73799,53, письмом N 217 - о принятом решении о возврате НДС в сумме 1983566,79 рублей.
Сумма НДС 1983566,79 рублей возвращена на расчетный счет заявителя 29.01.2007, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "СарТрейд 777" полагая, что указанная сумма налога не была возвращена своевременно, обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие МИФНС N 8 по Саратовской области и обязать налоговый орган принять решение о выплате процентов в сумме 394308,1 рублей за период с 12.09.2005 по 25.01.2007.
Удовлетворяя требования заявителя, суды установили, что общество с ограниченной ответственностью "СарТрейд 777" представило в налоговый орган декларацию по НДС по ставке 0 процентов по экспортной операции за апрель 2004 года по ГТД N 10313110/060204/0000209 с подтверждающими документами, в том числе и заявлением от 11.05.2005 N 29 о возврате на расчетный счет общества 2512091,77 рублей налога.
Судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены ранее принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы налогового органа в связи со следующим.
Статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок возмещения налога. В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) суммы, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Налогового кодекса Российской Федерации.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решение об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
В случае, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Факт подачи декларации по НДС по ставке 0 процентов за апрель 2005 года по ГТД N 10313110/060204/0000209 налоговым органом не оспаривается и подтвержден принятым по делу и вступившим в законную силу судебным актом - постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.12.2006 по делу N А57-30993/05-5.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводам налогового органа, изложенным в кассационной жалобе, о не получении заявления налогоплательщика о возврате НДС судами дана надлежащая оценка.
В обоснование своих доводов об отсутствии заявления инспекция соответствующих доказательств не представила.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны при полном и всестороннем исследовании материалов дела. Оснований для пересмотра данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на налоговый орган.
При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу N А57-6534/07-33 - оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 июня 2008 г. N А57-6534/07-33
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании