Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 23 мая 2008 г. N А65-14340/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 6 декабря 2007 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 года по делу N А65-14340/07,
по заявлению Открытого акционерного общества "Татинком-Т" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан о признании незаконным решения N 266ЮЛ/К от 17 мая 2007 года об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Открытое акционерное общество "Татинком-Т" (далее - ОАО "Татинком-Т", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) N 266ЮЛ/К от 17 мая 2007 года об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 6 декабря 2007 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты по делу, т.к. организация неправомерно уменьшила сумму выручки от реализации услуг связи за 2004 год, поскольку документами, как это предусмотрено статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации, размер выручки не подтверждается.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что решением Инспекции от 17.05.2007 N 266ЮЛ/К, вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки отказано ОАО "Татинком-Т" в привлечении к налоговой ответственности. При этом налоговый орган обязал Общество уменьшить в карточке расчетов с бюджетом сумму налога, в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год от 28.12.2006 в сумме 2770700 руб.
Основанием для представления уточненной налоговой декларации послужил факт завышения в ранее представленных декларациях суммы выручки от реализации услуг связи на 11544583 руб.
В решении Инспекция указывает на выявленные расхождения в суммах, отражающих размер налоговой базы.
Общество в декларации от 28.12.2006 налогооблагаемую базу указало 364539478 руб. Инспекция считает, что эта сумма составляет 503141670 руб.
Расхождение образовалось в связи с тем, что Инспекция при расчете размера налоговой базы в качестве отдельного вида дохода указало, что Обществом был учтен доход от реализации дилерам карточек экспресс оплаты, которая составляет сумму за 2004 год в размере 141780768 руб.
Оспаривая доводы Инспекции, Общество считает, что карты оплаты являются средством оплаты услуг связи абонентам, а не товаром, реализация которого приводит к возникновению отдельного самостоятельного вида дохода.
При передаче дилерам карт оплаты, ООО "Татинком-Т", как оператор связи получает денежные средства, которые по своей природе являются авансовыми платежами за еще не оказанные услуги связи, а не выручкой за реализованный товар.
После приобретения карты экспресс оплаты у дилера и ее активации абонент пополняет свой лицевой счет, что дает ему возможность в дальнейшем пользоваться услугами связи, оказываемым ему непосредственно Обществом.
Налогоплательщик считает, что налогооблагаемый объект у него образуется не в момент реализации карточек дилерам, а в момент пользования услугами связи абонентом, активировавшим карту экспресс оплаты.
Согласно пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Следовательно, продажу дилерам карт экспресс оплаты Инспекция признает как самостоятельный вид дохода и включает его в налогооблагаемый оборот, как выручку, полученную за оказанные услуги связи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
Обязывая Общество включить в налогооблагаемый оборот доход от реализации дилерам карточек экспресс оплаты, налоговый орган не доказал, что момент оплаты карточек, доказывает поступление выручки, за реализованные услуги связи, фактически оказанные абоненту самим Обществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции считает, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций приняли законные и обоснованные судебные акты, в силу чего основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 6 декабря 2007 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 года по делу N А65-14340/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2008 г. N А65-14340/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании