Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 декабря 2008 г. N А12-8600/08
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Волгоградской области, город Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А12-8600/08,
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Пономарева А.В., город Волгоград, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Волгоградской области, город Волгоград, о признании незаконными действий налогового органа по начислению транспортного налога за 2005, 2006, 2007 годы и требований N 99035 и N 53422,
установил:
Индивидуальный предприниматель Пономарев А.В., город Волгоград, обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Волгоградской области, город Волгоград, о признании незаконными действий налогового органа по начислению транспортного налога за 2005, 2006, 2007 годы и требований N 99035 и N 53422.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Волгоградской области выставила ИП Пономареву А.В. требование N 99035 по состоянию на 08.04.2008 об уплате транспортного налога в размере 224566 руб. 05 коп. по сроку уплаты 14.03.2008, N 53422 по состоянию на 09.04.2008 об уплате пени по транспортному налогу в размере 1273 руб. 64 коп., по сроку уплаты 14.03.2008 г., направило налоговое уведомление N 53067, в котором произведен расчет транспортного налога за 2007 г. всего в размере - 91968 руб. 55 коп., в том числе по грузовому теплоходу "Козьмодемьянск" в размере 80000 руб. по автомашине "Фольксваген Туарег" в размере 9489 руб. 38 коп., по автомашине "БМВ" размере 2479 руб. 17 коп.; произведен перерасчет транспортного налога за - 2005 г. - 2006 г. всего в размере 195827 руб. 50 коп., в том числе по грузовому теплоходу "Козьмодемьянск" в размере 160000 руб., по автомашине "Фольксваген Туарег" в размере 30727 руб., по автомашине "БМВ " в размере 5100 руб.
По мнению налогового органа, основанием для предъявления требования и направления уведомления послужило неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога, исчисленного в связи с неправомерным применением им льготы, установленной пп. 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ, поскольку такое право предоставлено только организациям, владеющим на праве собственности, в том числе речным транспортом.
Арбитражный суд, не соглашаясь с доводами налогового органа, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. N 24-ФЗ перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения, аналогичное понятие перевозчика содержат и Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части II НК РФ, утвержденные Приказом МНС России от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177 в разделе "Термины".
В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ, под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Вследствие чего, статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как хозяйствующих субъектов, является равнозначным.
Пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой ими без образования юридического лица, применяются нормы настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 8, частью 1 статьи 19 и 57 Конституции Российской Федерации для налогоплательщиков предусмотрен принцип равного налогового бремени.
В данном случае судом на основании материалов дела установлено, что, заявитель является собственником грузового речного судна "Козьмодемьянск" (Свидетельство на право собственности т/х "Козьмодемьянск" серия РТ-П N 010059, выдано 28.01.03 г.; Договор купли-продажи теплохода "Козьмодемьянск" типа ШП проекта 576 от 06.11.02 г.). Основным видом его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя являются грузовые перевозки речным транспортом (Лицензия серии 001 N 002630, выдана 17.03.03 г. на срок с 05.04.01 г. по 04.04.06 г., Лицензия серии ВВТ-1 N 013352, выдана 12.04.06 г. на срок с 12.04.06 г. по 11.04.11 г.).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ пассажирские и грузовые речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, не являются объектом налогообложения.
При таких обстоятельствах, суды, исходя из анализа вышеуказанных норм, пришли к обоснованному выводу о том, что статус индивидуального предпринимателя, занимающегося в качестве основного вида деятельности перевозками речными судами, приравнен к статусу организации, занимающейся аналогичными перевозками.
Следовательно, начисление транспортного налога без учета льготы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, произведено необоснованно.
В части начисления по требованию транспортного налога на автомобиль "БМВ" за 2005-2007 годы в размере 7579 руб. 17 коп., на автомобиль "Фольксваген туарег" за 2007 год в размере 9489 руб. 38 коп., суды обоснованно приняли во внимание наличие переплаты по состоянию на 01.01.2008.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А12-8600/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 декабря 2008 г. N А12-8600/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании