Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 26 января 2009 г. N А12-14914/08
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Даниловскому району УФК по Волгоградской области, р.п. Даниловка Волгоградской области,
на решение от 09.10.2008 арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-14914/08,
по иску исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области к Отделению по Даниловскому району УФК по Волгоградской области, открытому акционерному обществу "АКСБ РФ" в лице Михайловского отделения N 4006 Сбербанка России с участием - Центрального банка России в лице Главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области о признании недействительным договора и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
установил:
Прокуратура Волгоградской области в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с иском к Отделению по Даниловскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, р.п. Даниловка Волгоградской области, открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий сберегательный банк Российской Федерации" в лице Михайловского отделения N 4006 Сбербанка России, г. Михайловка Волгоградской области, с участием по делу третьего лица - Центрального банка Российской Федерации, г. Москва, в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области, г. Волгоград о признании недействительным (ничтожным) договора N 36 банковского счета (в валюте Российской Федерации) N 40116810211050000054, заключенного 02.03.2007 между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Михайловского отделения N 4006 и Отделением по Даниловскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области и применении последствий недействительности ничтожной сделки, а именно: обязании ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Михайловского отделения N 4006 и Отделения по Даниловскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области закрыть счет N 40116810211050000054.
Решением от 09.10.2008 арбитражный суд исковые требования удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Отделение по Даниловскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, как не соответствующее нормам материального, процессуального права и фактическим обстоятельствам дела, и принять новое решение об отказе в иске к Отделению по Даниловскому району УФК по Волгоградской области.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 22.01.2009 до 15 часов 15 минут 26.01.2009.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 02.03.2007 между АК Сберегательным банком РФ в лице филиала Михайловского отделения N 4006 и Отделением по Даниловскому району УФК по Волгоградской области заключен договор банковского счета N 36, согласно которому банк открывает клиенту счет в валюте РФ N 40116810211050000054 и обязуется осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиента.
Согласно пункту 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации N 85н от 21.09.2004 "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства), а также по взносу ими наличных денег (далее - операции с наличными деньгами) учитываются на счетах органов Федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитных организациях (далее - банки), на балансовом счете N 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям" (далее - счет N 40116) в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке.
Счета N 40116 открываются органам Федерального казначейства для осуществления операций с наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, отдельно для каждого бюджета.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П, положение о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.
При этом под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются, в том числе, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), получатели бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений пункта 2 статьи 155, пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов и только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными учреждениями.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Отделение по Даниловскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области является территориальным органом Федерального казначейства.
РКЦ г. Мйхайловка Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области в 2006-2008 годы имело и имеет возможность принять на обслуживание Отделение по Даниловскому району УФК по Волгоградской области.
Кроме того, статьей 9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 предусмотрено, что кредитная организация может осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ, только на основе государственного или муниципального контракта.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Федерального закона нарушение положений части 1 настоящей статьи является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными.
Проведение открытых конкурсов или открытых аукционов в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, с 01.01.2006 осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На основании вышеизложенного арбитражный суд, установив, что договор банковского счета N 36 от 02.03.2007 заключен в нарушение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О защите конкуренции", Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не с Банком России и не на конкурсной основе, правомерно в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации признал указанный договор недействительным и применил последствия его недействительности.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 09.10.2008 арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-14914/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2009 г. N А12-14914/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании