Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 октября 2008 г. N А55-3330/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3", г. Тольятти, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 по делу N А55-3330/08,
по заявлению Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области о признании недействительными ее требования от 13.02.2008 N 71, решений от 05.03.2008 N 2248, N 4790,
установил:
Муниципальное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области о признании недействительными ее требования от 13.02.2008 N 71 об уплате налоговых платежей, пени по ним и налоговых санкций, решений от 05.03.2008 N 2248 о взыскании налоговых платежей, пени по ним и налоговых санкций и от 05.03.2008 N 4790 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Решением суда от 21.05.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008, заявленные требования удовлетворены частично - оспариваемые решения ответчика признаны недействительными.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления и принять новое решение об удовлетворении его требований и в части отказа, мотивируя это неправильным применением судами норм материального права.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных требований Общества и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления в этой части, мотивируя это нарушением судами норм материального права.
Проверив в соответствии с положениями статьи 286 АПК РФ материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей сторон, коллегия не находит правовых оснований для их удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, МИ ФНС N 2 по Самарской области заявителю направлено требование от 13.02.2008 N 71 об уплате налога, сбора, пени и штрафа, в соответствии с которым подлежат уплате пени в сумме 23802375,78 руб. по недоимке, иным финансовым санкциям по взносам в Пенсионный фонд РФ прочие начисления в сумме 2975,67 руб. с установленным сроком уплаты 01.01.2002, в сумме 14973 руб. с установленным сроком уплаты 18.02.2002 со сроком погашения в добровольном порядке - 29.02.2008.
В целях исполнения названного требования налоговым органом принято решение от 05.03.2008 N 2248 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках в пределах сумм, указанных в требовании от 13.02.2008 N 71 в сумме неуплаченных (не полностью уплаченных) пеней - 23802375,78 руб.
Для обеспечения исполнения вышеуказанного решения налоговым органом принято решение от 05.03.2008 N 4790 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке - Поволжском банке Сбербанка РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст.ст. 69 и 70 НК РФ, согласно которым требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также - об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
При этом недоимкой является сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Налоговым органом 13.04.2007 принято решение о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности МУП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам в государственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 699 решения о реструктуризации задолженности:
- от 11.12.2001 по начисленным пеням в сумме 1013000 руб.;
- от 26.12.2001 по начисленным пеням в сумме 26992000 руб. в связи с наличием текущей задолженности по уплате ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 1652504,13 руб., что подтверждается справкой по состоянию на 01.04.2007, приложенной к названному решению, и выпиской из лицевого счета на 01.04.2007 по ЕСН (Пенсионный фонд РФ). Наличие текущей задолженности по уплате ЕСН в указанной сумме заявитель не опровергает и объясняет отсутствием денежных средств на расчетном счете по причине недостаточного финансирования из бюджета, что подтверждено судами обеих инстанций.
Задолженность по пеням в сумме 24764249 руб. (24359249 + 405000) была передана заявителю от МУП "Тольяттинский пассажирский автотранспортный комбинат", ИНН 6320006740, в результате слияния, которое было осуществлено 10.12.2004.
При этом суммы недоимки (переплаты) по налогу и пени (КБК 18210908020060000140) "Недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд РФ" были отражены на основании актов приема-передачи сальдо из Пенсионного фонда РФ в момент передачи учетной функции налоговым органам в 2000-2001 гг. по акту сверки расчетов.
Установлено, что сумма пеней по оспариваемому требованию подлежит уплате с учетом выполненных заявителем обязательств по уплате 15% задолженности по начисленным пеням в соответствии с названными решениями о реструктуризации задолженности и частичным погашением задолженности в сумме 4201000 руб. Заявителем признаны обстоятельства, связанные с выполнением обязательств по уплате 15% задолженности по начисленным пеням в соответствии с названными решениями о реструктуризации задолженности и частичным погашением задолженности в сумме 4201000 руб.
Доказательств, опровергающих наличие действительной обязанности по уплате задолженности по пеням в сумме 23802375,78 руб. по недоимке по взносам в Пенсионный фонд РФ, заявителем представлено не было.
Суды правильно указали, что несвоевременное направление требования об уплате налога в соответствии со статьей 44 НК РФ не входит в перечень оснований для прекращения обязанности по уплате налога (сбора), также как и пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, сбора, пени не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Довод заявителя об уменьшении в 365 раз размера начисленных пеней в связи с тем, что пеня исчисляется именно за каждый календарный день просрочки, а не за каждый календарный год, полугодие, квартал, месяц просрочки, размер процентной ставки, применяемой для исчисления пеней, должен быть равен одной трехсотой процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ именно за день, судами обоснованно признан несостоятельным, т.к. при принятии налоговым органом названных решений о реструктуризации задолженности размер пеней заявителем не оспаривался и лишь в рамках настоящего дела поставлен вопрос о необоснованности подлежащих уплате на основании оспариваемого требования пеней, что свидетельствует об уклонении заявителя от выполнения обязанностей, установленных ст. 45 НК РФ, т.к. отмена реструктуризации не прекращает обязанности по уплате налога (сбора), пеней.
Помимо этого, заявителем в установленном порядке не оспорено названное решение о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности и не заявлено о восстановлении права на реструктуризацию.
Таким образом, суды сделали правильные выводы о соответствии оспариваемого требования положениям ст.ст. 69, 70 НК РФ.
Согласно ст. 9 ФЗ РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами РФ в порядке, установленном НК РФ.
Статьей 20 вышеуказанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) установлено, что Правительство РФ определяет порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001.
В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001" установлено, что утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001.
В абзаце первом п. 5 указанного Порядка установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по ЕСН (взносу).
Согласно п. 6 этого Порядка, в случае утраты организацией права на реструктуризацию задолженности налоговый орган в месячный срок принимает решение о прекращении действия реструктуризации и принятии предусмотренных законодательством мер по взысканию задолженности.
Реструктуризация задолженности по своей сущности является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован ст. 68 НК РФ и, следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога, пеней в принудительном порядке, предусмотренном ст.ст. 46, 47 НК РФ, осуществляется в таком случае также с учетом требований ст. 68 НК РФ.
В статье 46 НК РФ определены правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке.
Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог, пени за счет денежных средств налогоплательщика без обращения в суд.
В силу п.п. 1, 2, 3 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Таким образом, в ст. 46 НК РФ определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог, пени за счет денежных средств налогоплательщика без обращения в суд.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 68 НК РФ, при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
С учетом приведенных норм при определении предельного срока взыскания задолженности по рассматриваемым пеням в государственные социальные внебюджетные фонды учитывается совокупность сроков, предусмотренных: п. 4 ст. 68 НК РФ (один месяц с момента получения решения о прекращении действия решения о реструктуризации - направлено по почте 19.04.2007); ст. 70 НК РФ (три месяца плюс срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании - до 29.02.2008, т.е. 15 дней); п. 3 ст. 46 НК РФ (два месяца).
В рассматриваемом случае после прекращения реструктуризации 13.04.2007 оспариваемое решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках принято налоговым органом 05.03.2008, т.е. за пределами сроков, установленных вышеперечисленными нормами НК РФ.
Таким образом, суды правильно сделали вывод о том, что оспариваемое решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках не соответствует требованиям ст. 46 НК РФ, а оспариваемое решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке - требованиям ст. 76 НК РФ, т.к. принято для обеспечения исполнения названного решения.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о несоответствии ст.ст. 46, 76 НК РФ, соответственно, решения МИ ФНС N 2 по Самарской области от 05.03.2008 N 2248 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках и решения того же налогового органа от 05.03.2008 N 4790 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 по делу N А55-3330/2008 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 октября 2008 г. N А55-3330/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании