Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 23 сентября 2008 г. N А57-2411/08-5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Беловой Натальи Владимировны, город Энгельс, Саратовская область,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 года по делу N А57-2411/08-5,
по заявлению Беловой Натальи Владимировны, город Энгельс, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саратова, город Саратов, N 2982 от 09.01.2008 года,
установил:
Белова Н.В. обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саратова N 2982 от 09.01.2008 года о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РИМ" (далее по тексту - ООО "РИМ", общество), в связи с его ликвидацией.
Заявленное требование мотивировано нарушением ликвидатором ООО "РИМ" установленных законом условий порядка ликвидации общества.
Решением Арбитражного суда Саратовской области заявленные требования удовлетворены.
При этом арбитражный суд исходил из того, что ликвидатором общества в нарушение пункта 3 статьи 22 Закона об акционерных обществах не выполнена обязанность по письменному уведомлению кредитора - Беловой Н.В., о ликвидации юридического лица, представленные в налоговый орган промежуточный и ликвидационный балансы не соответствуют требованиям Закона (статье 22 Закона об акционерных обществах, пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и содержат недостоверные сведения.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2008 года решение отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Отказывая в признании недействительным решения налогового органа от 09.01.2008 года, арбитражный суд исходил из того, что обществом в регистрирующий орган были представлены все документы, указанные в статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации), необходимые для принятия оспариваемого решения.
В своей кассационной жалобе Белова Н.В. просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель поддержал доводы отзыва.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 09.07.2007 года Сабов Е.М., являясь единственным учредителем ООО "РИМ", принял решение о его ликвидации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации учредитель общества в трехдневный срок (10.07.2007 года) известил налоговый орган о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.
В последующем, 21.09.2007 года в налоговый орган поступили уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и сведения о публикации 18.07.2007 года в журнале "Вестник государственной регистрации" (N 28(130) июль 2007 года) сообщения о ликвидации ООО "РИМ".
26.12.2007 года общество подало в налоговый орган заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица с приложением документов, предусмотренных положениями пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации (что подтверждается представленной в материалы дела распиской налогового органа о получении).
На основании представленных обществом документов налоговым органом 09.01.2008 года принято решение N 2982 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РИМ", в связи с его ликвидацией, с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Заявитель, полагая нарушенными свои права кредитора, обратился с заявлением о признании указанного решения регистрирующего органа недействительным. При этом Белова Н.В. указала, что на момент принятия учредителем решения о ликвидации общества и представления последним в налоговый орган промежуточного и ликвидационного балансов в производстве Фрунзенского районного суда города Саратова находилось дело по ее иску о взыскании с юридических лиц, в том числе ООО "РИМ", 3963000 рублей в солидарном порядке. Однако, в нарушение требований статьи 22 Закона об акционерных обществах, уведомление о ликвидации общества в ее адрес не направлялось, а промежуточный и ликвидационный балансы не содержат в себе данных о наличии у общества перед заявителем кредиторской задолженности и результатах рассмотрения заявленных к обществу требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, незаконных решений и действий (бездействий) государственных органов, входят проверка их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии указанной совокупности обстоятельств требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат отклонению.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VII и VIII Федерального закона о государственной регистрации.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно пункту 4 статьи 9 настоящего Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, установленных Законом о государственной регистрации.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, обществом в регистрирующий орган представлены все документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации.
В этой связи, следует согласиться с выводом суда апелляционной инстанции, указавшей на то, что нормы Закона о государственной регистрации не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе на достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и на отсутствие у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами формам.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обществом в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саратова N 2982 от 09.01.2008 года о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "РИМ" в связи с его ликвидацией.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя о невыполнении ликвидатором обязанности по письменному его уведомлению, как кредитора, о ликвидации юридического лица, а также не включении его требования в промежуточный и ликвидационный балансы общества, не относятся к предмету рассматриваемого спора, и могли быть заявлены Беловой Н.В. в рамках оспаривания государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица. Однако, как следует из текста заявления и кассационной жалобы, государственная регистрация ликвидации ООО "РИМ" заявителем не оспаривалась.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 года по делу N А57-2411/08-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно пункту 4 статьи 9 настоящего Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, установленных Законом о государственной регистрации.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, обществом в регистрирующий орган представлены все документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации.
В этой связи, следует согласиться с выводом суда апелляционной инстанции, указавшей на то, что нормы Закона о государственной регистрации не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе на достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и на отсутствие у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами формам."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 сентября 2008 г. N А57-2411/08-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 15196/08
18.11.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15196/08
11.11.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15196/08
23.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А57-2411/08-5
20.05.2008 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-2411/08