Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 1 декабря 2008 г. N А72-4780/08-10/216
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, город Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.08.2008 и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу N А72-4780/08-10/216,
по заявлению индивидуального предпринимателя Бурганова Игоря Анатольевича, город Ульяновск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, город Ульяновск о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2008 N 123 о назначении административного наказания по статье 14.33 КоАП РФ,
установил:
Индивидуальный предприниматель Бурганов Игорь Анатольевич (далее - заявитель, ИП Бурганов И.А.) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области (далее - Управление, УФАС) от 16.07.2008 N 123 о назначении административного наказания по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 12000 рублей.
Решением суда от 15.08.2008 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшими судебными актами, Управление просит решение суда и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда отменить.
В кассационной жалобе заявитель признает процессуальное нарушение, допущенное УФАС касаемое неуведомлением прокурора о рассмотрении дела, а также технической ошибки в части номера статьи КоАП.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, прокурорской проверкой 18.06.2008 на рынке "Ланцет", расположенном в Заволжском районе города Ульяновска на улице 40 лет Октября, установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации при использовании олимпийской символики индивидуальным предпринимателем Бургановым И.А. при реализации спортивных футболок в количестве 3-х штук с маркировкой "SOCHI 2014" и изображением олимпийского символа и герба без заключения соответствующего договора на право использования олимпийской (паралимпийской) символики, тем самым нарушен Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 310-Ф3), ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ.
В отношении ИП Бурганова Игоря Анатольевича прокурором Заволжского района Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Материалы административного дела в соответствии со статьями 28.8, 23.48 КоАП РФ направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области.
16.07.2008 Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области составлен протокол об административном правонарушении N 222 в отношении ИП Бурганова И.А. и в тот же день вынесено постановление N 123, которым ИП Бурганов И.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 12000 рублей, что явилось основанием для оспаривания постановления в арбитражный суд.
Арбитражный суд при рассмотрении дела не нашел оснований считать установленной использование олимпийской символики и паралимпийской символики с нарушением требований закона. При этом он обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 7 ФЗ N 310-ФЗ для целей настоящей статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский", "Паралимпиада", "Paralympic", "Paralympian", "Paralympiad", "Paralympic Winter Games", "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Паралимпийских игр. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусств, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и (или) Паралимпийских игр (ч. 1).
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями (ч. 2).
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением требований части 2 настоящей статьи признается незаконным (ч. 3).
Согласно статье 8 ФЗ N 310-ФЗ признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
1) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика:
2) введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Между тем из пояснений предпринимателя, а также оценивая доказательства по делу судом установлено, что его торговое место расположено в контейнере размером 2 x 2 кв.м, товара мало, им торговал брат, он распродавал остатки товара. В контейнере висели на плечиках 3 спорные футболки и несколько футболок с изображением драконов. Все они были приобретены ИП Бургановым И.А. у китайцев на вещевом рынке в Засвияжском районе города Ульяновска.
УФАС не доказало наличие в действиях ИП Бурганова И.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ. Суд не усмотрел, что ИП Бурганов И.А. использовал олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом. По мнению суда, продажа трех футболок в числе другого товара, имеющегося в торговом месте заявителя, не создает представление о принадлежности его к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, а также не формирует и поддерживает интерес к ИП Бурганову И.А. и его исключительному продвижению на рынке.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кроме того, судом установлено нарушение процесса привлечения к административной ответственности.
Статьей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
В соответствии с частью 2 названной статьи прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора. В статье 29.7 КоАП РФ определено, что в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Между тем, прокурор Заволжского района города Ульяновска, по инициативе которого было возбуждено дело об административном правонарушении, в нарушение закона не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, оно было рассмотрено в его отсутствие.
Кроме того, протокол N 222 и оспариваемое постановление содержат ссылку на совершение заявителем административного правонарушения по статье 14.33 КоАП РФ - без указания ее части.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При данных обстоятельствах постановление N 123 от 16.07.2008 года Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области правильно признано незаконным.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актом и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.08.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу N А72-4780/08-10/216 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
В соответствии с частью 2 названной статьи прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора. В статье 29.7 КоАП РФ определено, что в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Между тем, прокурор Заволжского района города Ульяновска, по инициативе которого было возбуждено дело об административном правонарушении, в нарушение закона не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, оно было рассмотрено в его отсутствие.
Кроме того, протокол N 222 и оспариваемое постановление содержат ссылку на совершение заявителем административного правонарушения по статье 14.33 КоАП РФ - без указания ее части."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2008 г. N А72-4780/08-10/216
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании