Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 16 марта 2009 г. N А12-17199/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение от 3 декабря 2008 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-17199/2008,
по заявлению Самарской Екатерины Юрьевны, г. Волгоград, к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица незаконным,
установил:
Самарская Екатерина Юрьевна обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области) о признании незаконным решения от 17.10.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица и взыскании с МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области убытков в размере 2200 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2008 признано недействительным решение МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области от 17.10.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Кадровый резерв" (далее - ООО "Агентство "Кадровый резерв") в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
С МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области в пользу Самарской Е.Ю. взыскана сумма убытков в размере 2200 руб., а также расходы по уплате государственной пошлине в размере 100 руб.
Решение мотивировано тем, что оспариваемое решение принято в нарушение положений статей 12, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц". На основании статьи 24 того же Федерального закона с регистрационного органа подлежат взысканию убытки в сумме 2200 руб., выразившиеся в излишних затратах заявителя при повторной оплате государственной пошлины 2000 руб. и услуг нотариуса 200 руб. в связи с обращением за государственной регистрацией юридического лица.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель - МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград - просит решение отменить, в заявленных требованиях отказать, ссылаясь на то, что отказ в государственной регистрации был правомерен, поскольку при подаче пакета документов на регистрацию в нем отсутствовало заявление формы N 11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002.
Основания для взыскания убытков отсутствуют.
Проверив законность решения в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, 14.10.2008 в МИ ФНС N 9 по Волгоградской области для государственной регистрации представлены документы о регистрации юридического лица ООО "Агентство "Кадровый резерв".
17.10.2008 регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Решение обосновано тем, что среди представленных для регистрации документов отсутствует подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р 11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 6 февраля, 16 октября 2003 г., 26 февраля 2004 г., 13 декабря 2005 г., 22 мая 2006 г.).
Заявление считается не представленным в связи с тем, что вид экономической деятельности N 51.84 "Оптовая торговля компьютерами, периферийными устройствами и программным обеспечением", указанный в листе И, отсутствует в перечне Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенном в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454 - с 01.01.2003.
Между тем, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 введен в действие с 1 января 2003 года. На период с 1 января 2008 года до 1 января 2011 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) без отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), в котором вид экономической деятельности N 51.84 содержится.
Полагая правомерным отказ в регистрации, МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области ссылается на письмо ФНС РФ от 11.07.2008 N ЧД-6-6/488 "Об использовании общероссийского классификатора видов экономической деятельности", в котором рекомендовано использование при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только ОКВЭД ОК 0-29-2001.
Указанное письмо нормативным актом не является и лишь рекомендует использование ОКВЭД ОК 0-29-2001.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа может быть признан недействительным в случае, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица.
Отказ в государственной регистрации в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" допускается только в случаях непредставления необходимых для государственной регистрации документов, перечисленных данным Законом, и представления документов в ненадлежащий государственный орган. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
Статья 12 названного закона содержит подробный, исчерпывающий список документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица.
Из представленных документов, в частности расписки в получении документов, следует, что для проведения государственной регистрации заявителем был представлен необходимый пакет документов, в том числе заявление по установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 форме.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем были представлены для регистрации все предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы, в связи с чем оспариваемое решение об отказе в регистрации недействительно, так как противоречит статьям 12, 23 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 24 Закона "О государственной регистрации юридических лиц", за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.
В связи с незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица заявителю причинен ущерб, выразившийся излишних затратах заявителя при повторной оплате государственной пошлины 2000 руб. и услуг нотариуса 200 руб. в связи с обращением за государственной регистрацией юридического лица, что подтверждено материалами дела.
На основании статьи 24 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" данный ущерб правомерно взыскан с регистрирующего органа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 3 декабря 2008 года по делу N А12-17199/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 марта 2009 г. N А12-17199/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании