Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 18 ноября 2008 г. N А65-4334/08
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, город Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 июня 2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2008 года по делу N А65-4334/08,
по исковому заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, город Казань, к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Мамадышская центральная районная больница", город Мамадыш Республики Татарстан, о взыскании 93450 руб.,
установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Мамадышская центральная районная больница" о взыскании 93450 руб. ущерба, причиненного в результате направления пяти беременных женщин на долечивание в санатории после дневного стационара и использования средств обязательного медицинского страхования нецелевым образом.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.06.08 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.08 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что при подписании договора между сторонами не был оговорен вид стационара, женщины были направлены на долечивание в пределах количества путевок, указанного в заявке на 2007 год, следовательно, вред для истца не наступил.
В кассационной жалобе заявитель - Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, город Казань - просит решение и постановление отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что больные подлежат направлению в санатории на долечивание только непосредственно после стационарного лечения, которое не проводится в условиях дневного стационара.
Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, 25.12.06 между сторонами заключен договор о реабилитации больных N 82, по условиям которого стороны обязались организовать долечивание больных из числа застрахованных работающих граждан, перенесших заболевания, в том числе беременных групп риска непосредственно после их стационарного лечения, в специализированных отделениях санаториев по путевкам, оплаченным за счет средств обязательного социального страхования.
При этом, в обязанности ответчика входила организация отбора и направление больных для долечивания из стационаров в санатории в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ N 44 от 27.04.06 на основании справки с места работы больного, подача заявки на путевки для больных, ежеквартальное направление сведений о нуждающихся, получение и регистрации путевок, ежеквартально отчитываться за использованные путевки по установленной форме, нести ответственность за их сохранность и целевое их использование.
Истец обязался передать санаторные путевки согласно поданной заявки в пределах финансовых возможностей, осуществлять контроль за целевым использованием средств обязательного социального страхования, а также за достоверностью отчетных данных.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено возмещение ответчиком стоимости путевок в добровольном порядке в случаях неиспользования и своевременно невозвращенных путевок, а также выданных незастрахованным больным или больным с заболеваниями, не предусмотренными п. 1.1 договора.
По результатам проведенной с 13.08.07 по 20.08.07 проверки по использованию путевок за 1-е полугодие 2007 года, истцом выявлены случаи отбора беременных женщин групп риска, направляемых на долечивание после дневного стационара на поздних сроках беременности и без принятия решения врачебной комиссией.
Претензией от 21.11.07 истец потребовал от ответчика возместить 93450 руб. - стоимость пяти путевок (NN 129, 130, 242, 311, 313).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 г. N 309 утверждено Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что путевки на долечивание непосредственно после стационарного лечения приобретаются региональными отделениями Фонда по договорам со специализированными санаториями (отделениями), передаются органам (учреждениям) здравоохранения в соответствии с их заявками и заключенными договорами и выдаются учреждениями здравоохранения бесплатно работникам, находящимся на лечении. Направление работников на долечивание непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории (отделения) осуществляется в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Средства обязательного социального страхования, израсходованные на оплату полной или частичной стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей с нарушением настоящего Положения, региональными отделениями Фонда к зачету не принимаются (пункт 12).
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в иске, правомерно исходили из отсутствия в названных нормативных актах и в договоре запрета на направление больных в санаторий на долечивание после дневного стационара, а вид стационара в договоре не оговорен.
Кроме того, создание дневных стационаров связано с сокращением койко-мест в лечебно-профилактических учреждениях.
Ответчиком были направлены на долечивание работающие, застрахованные беременные женщины групп риска, что соответствует условиям договора.
В этой связи суд обоснованно не усмотрел нецелевого использования ответчиком средств обязательного социального страхования и правомерно отказал в иске.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 30 июня 2008 года Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2008 года по делу N А65-4334/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 ноября 2008 г. N А65-4334/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании