Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 17 апреля 2009 г. N А72-6676/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлено 17 апреля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления в Ульяновской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2008 по делу N А72-6676/2008,
по заявлению Ульяновского высшего военно-технического училища к Территориальному управлению в Ульяновской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, о признании незаконным представления, с участием третьего лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,
установил:
Ульяновское высшее военно-техническое училище (далее - Училище) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с уточнением заявленных требований) о признании незаконными отдельных пунктов представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 10.07.2008 N 2008/50, вынесенного Территориальным управлением в Ульяновской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Решением от 25.12.2008 суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, признав незаконными пункты 1, 5 раздела III, и пункт 1 раздела IV представления от 10.07.2008 N 2008/50. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе Территориальное управление в Ульяновской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Управление) просит решение суда первой инстанции отменить, мотивируя неправильным применением норм процессуального права, указывая, что представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса не содержит в себе признаков ненормативного правового акта, не носит характера административно-властного принуждения, влекущего какие-либо правовые последствия. Представление носит информационный характер, фиксирует выявленные нарушения законодательных актов Российской Федерации и содержит предложение рассмотреть его, принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене с прекращением производства по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, представление Управления от 10.07.2008 N 2008/50 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса оспорено Училищем в порядке главы 24 АПК РФ.
Рассматривая заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое представление является ненормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем по смыслу части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным являются его предполагаемое несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создание препятствий в ее осуществлении либо незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Из системного толкования главы 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) следует, что при нарушении бюджетного законодательства к нарушителям могут быть применены меры принуждения, предусмотренные данным Кодексом и федеральными законами, а к руководителю за нецелевое использование бюджетных средств - меры дисциплинарной или административной ответственности, при этом применить эти меры ответственности в силу статьи 284.1 БК РФ может только орган, исполняющий бюджет.
Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14 Положения).
В соответствии с пунктом 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункты 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).
Таким образом, представление не является мерой принуждения, применяемой в соответствии со статьей 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства.
Представление о ненадлежащем исполнении бюджета выносится по результатам ревизии (проверки) в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н, согласно которому в представлении перечисляются факты выявленных нарушений требований бюджетного законодательства, предложение о рассмотрении представления и предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений.
Из текста оспариваемого представления следует, что начальнику Училища предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, представление Управления носит информационный и разъяснительный характер, не свидетельствует о принятии мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством, и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы лица, в отношении которого оно вынесено. В настоящем случае оспариваемое представление не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора. Следовательно, представление не является ненормативным правовым актом, оспаривание которого подведомственно арбитражному суду.
В силу части 1 статьи 27, пункта 2 статьи 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку спор о признании незаконным представления арбитражному суду неподведомствен, решение арбитражного суда подлежит отмене, а производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ - прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2008 по делу N А72-6676/2008 отменить, производство по данному делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2009 г. N А72-6676/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании