Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 10 июня 2009 г. N А57-6214/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2009 года.
Полный текст постановление изготовлен 10 июня 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Центральная районная больница Лысогорского района", р.п. Лысые Горы Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу N А57-6214/2008,
по исковому заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Центральная районная больница Лысогорского района" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Саратовской области, г. Аткарск, о признании недействительным решения от 31.03.2008 N 21, с привлечением третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов,
установил:
муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Лысогорского района", (далее - МУЗ "ЦРБ Лысогорского района", заявитель), обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Саратовской области, г. Аткарск, (далее - налоговый орган, инспекция), о признании недействительным решения от 31.03.2008 N 21.
В качестве третьего лица привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов, (далее - ТФОМС Саратовской области).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами МУЗ "ЦРБ Лысогорского района" обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 00 минут 04.06.2009 до 10 часов 00 минут 08.06.2009.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по Саратовской области на основании решения от 27.12.07 N 104, вынесенного начальником Инспекции, в порядке статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, (далее - НК РФ), проведена выездная налоговая проверка МУЗ "ЦРБ Лысогорского района" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на прибыль за период с 01.01.04 по 31.12.06.
По результатам выездной налоговой проверки 04.03.08 составлен акт N 21 и вынесено решение от 31.03.2008 N 21, которым налогоплательщику предложено, в том числе, уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 4208044 руб. 66 коп., соответствующие пени и штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления налога, пени и привлечения к налоговой ответственности послужили выводы о нецелевом использовании обществом денежных средств, полученных от Фонда медицинского страхования.
На основании пункта 14 статьи 250 НК РФ налоговая инспекция посчитала названные суммы внереализационным доходом налогоплательщика и доначислила налог на прибыль за проверяемый 2004 г. в размере 3812027 руб., за 2005 г. - 462995 руб., а также соответствующие пени и штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль за 2005 г.
Судебные инстанции, не соглашаясь с доводами заявителя, исходили из следующего.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы, в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и используемое им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации" подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания: "в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц", при этом данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2003.
Границы целевого использования средств ОМС на оказание медицинских услуг определяются, как указано выше, на основании соглашений между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления областей, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями в рамках утвержденных тарифов. Указанные тарифы устанавливают перечень затрат, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования и включают в себя лишь фактические затраты по лечению больных.
Следовательно, средства, полученные в рамках соглашения с территориальным органом ОМС на оказание медицинских услуг в рамках утвержденных тарифов, являются целевым финансированием.
Для того, чтобы рассматриваемые средства целевого финансирования не включались в доходы налогоплательщика при налогообложении прибыли, последним должны быть выполнены условия, перечисленные в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что денежные средства, полученные учреждением от территориального органа ОМС, были использованы по статьям расходов не входящих в состав тарифов, утвержденных Генеральными тарифными соглашениями от 30.06.2004 N 1 от 18.01.2005 N 1, от 25.08.2005 N 2, от 27.09.2005 N 2, и поэтому в силу пункта 14 статьи 250 НК РФ подлежат обложению налогом на прибыль.
Данный вывод нельзя признать основанным на законе и соответствующим фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Так судами установлено и это отражено в судебных актах, что денежные средства были направлены учреждением с прямого согласия территориального органа ОМС на цели необходимые для нормального функционирования больницы и в конечном итоге на оказание ею медицинской помощи застрахованным гражданам.
Согласно пункту 14 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.
Наличие в учреждении раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, налоговым органом не оспаривается.
Согласно пункту 6 части 8 раздела 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857 и пункту 9 части 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за региональным использованием финансовых средств системе обязательного медицинского страхования, в том числе, путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок. Таким образом, именно территориальные органы ОМС определяют характер использования выделенных средств. Территориальный орган ОМС нецелевое использование выделенных средств не установил. Более того, согласно пункту 6 Генерального тарифного соглашения от 03.06.2004 допускается использование ОМС по статьям расходов не входящих в состав тарифов, может осуществляться лечебно-профилактическими учреждениями по соглашению с территориальным фондом ОМС при условии последующего возмещения из других источников.
Территориальным фондом ОМС Саратовской области за период с 01.01.2004 по 01.04.2005 проведена проверка по использованию средств ОМС в полном объеме. И в результате было установлено, что использование указанных средств по статье расходов, не предусмотренных тарифным соглашением, было произведено по согласованию с фондом и использовано на осуществление уставной деятельности лечебных учреждений, о чем составлен акт от 27.05.2005.
Таким образом, территориальный орган ОМС, давая МУЗ "Центральная районная больница Лысогорского района" согласие на использование средств фонда на статьи расходов, не входящих в состав тарифов, действовал в рамках представленных ему законом полномочий и в соответствии с Генеральным тарифным соглашением.
Кроме того, при разрешении спора судами не учено, что согласно пункту 14 статьи 250 Налогового Кодекса Российской Федерации в отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации, а не налогового. Исходя из положений статей 143, 147 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, порядок использования средств Федерального фонда ОМС регулируется бюджетным законодательством, соответственно эти средства по своей правой природе являются бюджетными средствами. Поэтому в силу пункта 14 статьи 250 НК РФ нецелевое использование бюджетных средств, хотя и имеющих особый правовой характер, не может являться основанием для увеличения налоговой базы по налогу на прибыль.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права и подлежат отмене, а заявленные требования МУЗ "Центральная районная больница Лысогорского района" - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу N А57-6214/2008 отменить. Заявленные требования муниципального учреждения здравоохранения "Центральная районная больница Лысогорского района", р.п. Лысые Горы Саратовской области удовлетворить. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Саратовской области от 31.03.2008 N 21.
Возвратить из федерального бюджета муниципальному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница Лысогорского района" государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2009 г. N А57-6214/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании