Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 3 февраля 2009 г. N А65-7576/2008
(извлечение)
Дата объявления резолютивной части 29.01.2009
Дата изготовления постановления в полном объеме 03.02.2009
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Казани,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А65-7576/2008,
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Казани "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Казани о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
муниципальное унитарное предприятия города Казани "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" (далее - заявитель, предприятие) обратилось Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Казани (далее - налоговый орган, инспекция) от 31.01.2008 N 17 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем декларации по налогу на имущество за 9 месяцев 2007 года, по результатам которой составлен акт N 1430 от 12.11.2007.
По результатам рассмотрения акта проверки, с учетом представленных налогоплательщиком возражений, налоговым органом принято решение N 17 от 31.01.2008 об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Указанным решением заявителю предложено уплатить сумму авансового платежа по налогу на имущество в размере 815979 рублей, а также пени в сумме 23110,65 рублей.
Основанием для доначисления авансовых платежей по налогу на имущество явилось то, что предприятием неправомерно отнесены ливневые канализации к природно-антропогенным объектам и применены льготы, предусмотренные абзацем 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая решение и постановление об удовлетворении заявления предприятия, суд первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы, то есть определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения налога на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1 части 4 статьи 347 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пп.1 ч.4 ст.374 НК РФ
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные ресурсы представляют собой компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты.
Под природно-антропогенным объектом понимается природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании технической характеристики: (технического паспорта на ливневую канализацию по ул. Право-Булачная от Ярмарочной площади до ул. Пушкина; списка улиц, имеющих ливневую канализацию с указанием водных объектов, в которые впадают воды из ливневой канализации; проекта ливневой канализации по ул. Татарстан и ул. Комсомольская в г. Казани) установлено, что ливневая канализация, является гидротехническим сооружением, обеспечивающим сбор и удаление с территории города выпавших атмосферных осадков и талых вод, а также обладает свойствами природного объекта и имеет рекреационное и защитное значение.
Как указано в ответе Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан от 26.06.2008, данному на запрос по арбитражному делу N А65-7580/2008 между теми же сторонами, ливневая канализация согласно СНиП 2.04.03-85 имеет защитное значение, которое заключается в том, что в системе дождевой канализации должна быть обеспечена очистка наиболее загрязненной части поверхностного стока, образующегося в период выпадения дождей, таяния снега и мойки дорожных покрытий.
Действующее законодательство не содержит понятие "ливневая канализация". Из понятий, приведенных в ГОСТе 25150-82 "Канализация. Термины и определения", и представленных предприятием документов следует, что ливневая канализация представляет собой сложную систему ливнеотводов, ливнеспусков, железобетонных труб. В то же время это отдельная система канализации, которая не объединена с бытовыми, сточными системами канализации, что видно из технических характеристик ливневой канализации. Согласно ГОСТу СССР 17.1.1.01-77 (СТ СЭВ 3544-82) "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 16.09.1977 N 2237, сточные воды - это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.
Как обоснованно указано судами, вода в ливневых канализациях не управляется специальными насосами, то есть также как и в природе, талая и дождевая вода в ливневых канализациях имеет свойство самотечности. Принудительная направляемость такой воды заключается лишь в отводе ее к естественным накопителям. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, справкой Комитета жилищно-коммунального хозяйства за N 3824 от 23.06.2008.
Из представленных предприятием проекта ливневых канализаций по ул. Татарстан и Комсомольская, списка улиц города Казани, имеющих ливневую канализацию, усматривается, что данные воды впадают в такие городские водоемы, как озеро Кабан, проток озера Булак, в пойму реки Казанка, причем без какого-либо химического очищения, а также в открытые канавы.
Кроме того, из схем расположения ливневых канализаций видно, что они расположены под землей обособленно, не нарушая целостность иных природных объектов, природного ландшафта (кроме как водных на выходе) и не причиняя им вреда.
Таким образом, судами обоснованно сделан вывод, что ливневые канализации являются природно-антропогенными объектами, и относятся к иным объектам природопользования, предусмотренным абзацем 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому не являются объектом налогообложения по налогу на имущество.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на налоговый орган.
При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А65-7576/2008 - оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами обложения налогом на имущество объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
По мнению налогового органа, налогоплательщик необоснованно применил указанную налоговую льготу в отношении ливневой канализации, в связи с чем допустил занижение налоговой базы.
Как установлено судом, ливневая канализация имеет защитное значение и представляет собой сложную систему ливнеотводов, ливнеспусков, железобетонных труб.
В тоже время это отдельная система канализации, не связанная с бытовыми, сточными системами канализации, по которым осуществляется отвод сточных вод после использования в бытовой и производственной деятельности человека.
Вода в ливневых канализациях не управляется специальными насосами, то есть, имеет свойство самотечности, как и в природе, лишь принудительно направляясь по системе ливневой канализации к естественным накопителям без прохождения какого-либо химического очищения.
Из указанных обстоятельств следует, что ливневые канализации являются природно-антропогенными объектами и относятся к иным объектам природопользования, предусмотренным абз. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ.
Таким образом, налоговым органом необоснованно произведено доначисление авансовых платежей по налогу на имущество.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 февраля 2009 г. N А65-7576/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании