Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 ноября 2006 г. N А57-26422/05-25
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области, г. Энгельс Саратовской области,
на решение от 03.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 14.07.2006 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-26422/05-25,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области о взыскании с открытого акционерного общества "Троллейбусный завод", г. Энгельс Саратовской области, налоговой санкции в размере 300 руб.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Троллейбусный завод" (далее - предприятие, налогоплательщик) налоговой санкции в размере 300 руб.
Решением суда первой инстанции от 03.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.07.2006, в удовлетворении заявления Инспекции отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что законодатель не связывает право налогового органа на истребование документов только с обнаружением ошибок и противоречий в представленных декларациях и расчетах. Кроме того, Инспекцией при вынесении решения соблюдены требования статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Доводы Инспекции подробно изложены в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 14.11.2006.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установил следующее.
Как видно из материалов дела, налоговым органом в адрес предприятия было направлено требование от 28.04.2005 N 11-18/435-305 о представлении в пятидневный срок со дня получения данного требования необходимых для камеральной проверки декларации по НДС за март 2005 года документов:
1. Книга продаж за март 2005 года;
2. Книга покупок за март 2005 года;
3. Данные аналитического бухгалтерского учета за март 2005 года по счетам:
- 60 "Расчеты с поставщиками",
- 71 "Расчеты с подотчетными лицами",
- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
с отражением сведений поставщика или покупателя:
- задолженности на начало и конец месяца;
- движения за месяц;
4. При вексельных расчетах за приобретенные товаро-материальные ценности:
- платежные документы, подтверждающие оплату за векселя, использованные в дальнейшем для расчетов за приобретенные товаро-материальные ценности и включенные в книгу покупок.
04.05.2005 предприятие письмом N 987 сообщило налоговому органу о том, что не отказывается от предоставления запрашиваемых документов, а просит продлить срок их представления в связи с большим объемом работы.
Указанное письмо налогоплательщика было оставлено без ответа.
17.05.2005 Инспекцией вынесено решение N 11-646/3 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и иных сведений в сумме 300 руб. (6 х 50 руб.).
На основании указанного решения налоговым органом было выставлено Требование об уплате налоговой санкции
Налоговым органом предприятию направлено требование от 17.05.2005 N 11-18/407-305 об уплате налоговой санкции, неуплата которой в добровольном порядке в срок, установленный в требовании, явилась основанием для обращения Инспекции в суд с заявлением о ее принудительном взыскании.
Арбитражный суд Саратовской области, отказывая в удовлетворении заявления Инспекции, исходил из нарушения Инспекцией требований статьи 101 Кодекса о вручении налогоплательщику либо его представителю копии решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования налогового органа. Также суд указал, что инспекция не обосновала необходимость истребования документов, перечисленных в требовании от 28.04.2005 N 11-18/435-305.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Согласно пункту 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.
В силу пункта 1 статьи 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере пятидесяти рублей за каждый непредставленный документ.
По смыслу указанных норм налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика не любые дополнительные сведения и документы, а только те, которыми подтверждается правильность исчисления и своевременность уплаты данного налога. Необходимость истребования документов не исключает необходимости его обоснования.
Привлекая предприятие к налоговой ответственности за непредставление истребованных документов, Инспекция не обосновала необходимость данных документов для проверки исчисления и уплаты налога.
Согласно пункту 5 статьи 101 Кодекса копия решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и требование налогового органа вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
Аналогичные положения, касающиеся порядка направления требования налогового органа налогоплательщику, содержатся в пункте 6 статьи 69 Кодекса.
Налоговым органом не представлено доказательств вручения налогоплательщику решения от 17.05.2005 N 11-646/3 и требования от 17.05.2005 N 11-18/407-305 об уплате налоговой санкции.
Кроме того, как правильно указал Арбитражный суд Саратовской области, Инспекция не представила суду документальное подтверждение наличия у налогоплательщика реальной возможности изготовить и представить запрашиваемые документы в установленный в требовании срок.
С учетом изложенного, вывод Арбитражного суда Саратовской области об отказе в удовлетворении требования Инспекции следует признать правомерным, основанным на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального права.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки исследованных Арбитражным судом Саратовской области доказательств и выводов, сделанных на их основе.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение от 03.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 14.07.2006 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-26422/05-25 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2006 г. N А57-26422/05-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании