Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 30 апреля 2009 г. N А12-8081/08
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 21 октября 2008 г. N А12-8081/08
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Волгограда,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.12.2008 по делу N А12-8081/08,
по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь, к администрации города Волгограда, о признании недействующим постановления от 29.12.2005 N 2782, с участием третьих лиц - Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору, Департамента городского хозяйства администрации города Волгограда,
установил:
заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании не соответствующим статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и недействующим постановление администрации Волгограда от 29.12.2005 N 2782 "О нормах образования отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2008 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.12.2008 требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация Волгограда просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.12.2008 и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, прокурор в своем заявлении не раскрыл, каким образом оспариваемое им постановление администрации Волгограда нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не представил доказательства нарушения указанных прав.
Администрация Волгограда, а также третьи лица, будучи надлежаще уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных сторон.
Прокурор возразил против удовлетворения кассационной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 29.12.2005 Администрация города Волгограда приняла постановление N 2782 "О нормах образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.", которым утвердила нормы образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.
Пунктом 1 названного постановления организациям, оказывающим услуги по вывозу и размещению отходов, рекомендовано заключать договоры на оказание услуг в соответствие с лимитами на размещение отходов, утвержденными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для конкретного предприятия.
В пункте 2 постановления индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, не имеющим в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также утвержденных и выданных им лимитов на размещение отходов до момента их утверждения, рекомендовано при заключении договоров на оказание услуг по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов руководствоваться нормами образования отходов при осуществлении конкретного вида деятельности предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг. в соответствии с приложением к постановлению от 29.12.2005 N 2782.
В приложении приведены рекомендуемые нормы образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг. с указанием наименования объекта образования отходов (предприятия бытового обслуживания, гостиницы и общежития, медицинские учреждения, объекты автоуслуг и т.д.), а также единицы измерения, среднегодовой нормы накопления.
Согласно части 2 статьи 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Считая, что регулирование указанного вопроса относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление, являющееся, в силу правовой природы, обязательным к исполнению, противоречит соответствующим положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды установлены пунктом 3 статьи 7 названного Федерального закона.
Согласно статье 2 Устава города-героя Волгограда Волгоград является городским округом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные полномочия прописаны и в подпунктах 14 и 26 пункта 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 названной статьи определены полномочия органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами, к которым относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Уполномоченным территориальным органом исполнительной власти является Управление по технологическому и экологическому надзору по Волгоградской области - Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору.
Кроме этого, в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении местного самоуправления находится организация утилизации и переработки бытовых отходов, а в соответствии с подпунктами 11 и 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Следовательно, оспариваемое постановление администрации Волгограда обоснованно признано судом противоречащим нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения и имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, вопреки доводам кассационной жалобы, в решении суда четко и обоснованно указано на то, что постановление администрации г. Волгограда N 2782 от 29.12.2005 "О нормах образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг." затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, в процессе которой образуются отходы, так как устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов без учета особенностей осуществления деятельности и объемов произведенной продукции.
Указанные особенности в объемах образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями и организациями проектах нормативах образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В качестве доказательства судом приведен пример договора на вывоз и утилизацию отходов, заключенного на основании оспариваемого постановления.
Кроме того, отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, а оспариваемое постановление фактически легализует осуществление хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц без разрешительной документации на право обращения с отходами.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции дана полная, всесторонняя и надлежащая оценка представленным доказательствам, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуальных норм.
Суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора о признании не соответствующим статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и недействующим постановление администрации Волгограда от 29.12.2005 N 2782 "О нормах образования отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.".
Предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.12.2008 по делу N А12-8081/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 апреля 2009 г. N А12-8081/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании