Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 4 мая 2009 г. N А55-11966/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления организации торгов Самарской области,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А55-11966/2008,
по заявлению Главного управления организации торгов Самарской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, о признании частично недействительными решения и предписания, при участии третьих лиц: Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, открытого акционерного общества "Завод слуховых аппаратов "РИТМ", г. Москва, открытого акционерного общества "Медтехника", г. Самара,
установил:
главное управление организации торгов Самарской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган) от 28.07.2008, а также о признании недействительными пунктов 1, 3 предписания антимонопольного органа от 28.07.2008.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований Главному управлению организации торгов Самарской области отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после отложения рассмотрения дела и замены судьи А-ва на судью Х-ну рассмотрение дела начинается сначала.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Управление 28.06.2008 на официальном сайте разместило заявку N 14-04-03/56 на проведение открытого аукциона по определению подрядной организации на оказание услуг по обеспечению лиц, включенных в регистрационный регистр льготников, слуховыми аппаратами, в рамках реализации Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны-тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" для министерства здравоохранения и социального развития Самарской области.
Полагая, что в процессе размещения этого заказа был допущен ряд нарушений Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", открытое акционерное общество "Завод слуховых аппаратов "РИТМ" (далее - ОАО "Завод слуховых аппаратов "РИТМ") обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия аукционной комиссии, образованной Управлением.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение от 28.07.2008.
На основании указанного решения антимонопольным органом вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, в котором Управлению предписано отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 23.07.2008 при проведении аукциона по определению подрядной организации на оказание услуг по обеспечению лиц, включенных в регистрационный регистр льготников, слуховыми аппаратами, в рамках Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны-тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" для министерства здравоохранения и социального развития Самарской области (пункт 1 предписания), а также при необходимости проведения аукциона по определению подрядной организации на оказание услуг по обеспечению лиц, включенных в регистрационный регистр льготников, слуховыми аппаратами, в рамках Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны-тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" для министерства здравоохранения и социального развития Самарской области внести следующие изменения в документацию об аукционе:
- исключить из пункта 10 приложения 1 "Техническое задание" условие о том, что "Заказчик по согласованию с Исполнителем в ходе исполнения настоящего государственного контракта может изменить не более чем на 10% объем оказываемых услуг при изменении потребности в услугах. При выполнении дополнительного количества услуг, Заказчик по согласованию с исполнителем вправе изменить первоначальную цену Государственного контракта пропорционально объему услуг, но не более чем на 10% цены государственного контракта";
- исключить пункт 3.7 из проекта государственного контракта;
- исключить из пункта 1 приложения 2 "Требования к оказанию услуг по обеспечению лиц, включенных в регистрационный регистр льготников, слуховыми аппаратами" требование о запрете привлечения соисполнителей;
- указать в приложении 3 "Перечень слуховых аппаратов с техническими параметрами" необходимое количество слуховых аппаратов;
- исключить из приложения 3 "Перечень слуховых аппаратов с техническими параметрами" по позициям 2, 6, 10, 11, 12, 15, 17, 19, 25 указание на необходимость поставки слуховых аппаратов импортного производства (пункт 3 предписания).
Не согласившись с решением от 28.07.2008 и пунктами 1 и 3 предписания от 28.07.2008 антимонопольного органа, Управление обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что у антимонопольного органа не было правовых оснований для рассмотрения жалобы ОАО "Завод слуховых аппаратов "РИТМ" и вынесения по результатам ее рассмотрения, обжалуемых решения и предписания, поскольку последний не является участником размещения заказа, в связи с чем положения Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 о защите прав участников размещения заказа на него не распространяются.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
При этом в силу части 1 статьи 8 названного Федерального закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта или муниципального контракта.
По смыслу приведенных выше норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ государственный контроль осуществляется в целях восстановления публичного порядка и нарушенных гражданских прав, поэтому ограниченный круг субъектов обжалования (по определенному юридическому интересу в исходе дела) призван исключить необоснованные жалобы. В связи с этим статус подателя жалобы, его соответствие определенным требованиям закона и четкий юридический интерес добросовестного участника хозяйственного оборота имеют принципиальное значение при решении вопросов о наличии правовых и фактических оснований для соответствующего обжалования и о законности его последствий.
Из материалов дела следует, что ОАО "Завод слуховых аппаратов "РИТМ" заявку на участие в аукционе не подавало и участником размещения заказа не являлось. Следовательно, положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" о защите прав участников размещения заказа, на него не распространяются. У антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для рассмотрения жалобы ОАО "Завод слуховых аппаратов "РИТМ" и, соответственно, для проведения внеплановой проверки порядка размещения заказа.
По смыслу положений статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ претендующим лицом на заключение государственного или муниципального контракта, является лицо, каким-либо образом выразившее свое волеизъявление, публично заявившее о своих намерениях бороться за право заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут быть выражены в обращении с заявлением о предоставлении документации, сопровождающей соответствующую процедуру размещения заказа (при проведении торгов), заявка, требование о разъяснении положений документации.
Судом первой инстанции установлено, что никаких действий, свидетельствующих о намерении ОАО "Завод слуховых аппаратов "РИТМ" участвовать в аукционе с его стороны совершено не было. Представленный ОАО "Завод слуховых аппаратов "РИТМ" запрос в адрес Минздравсоцразвития Самарской области (т. 1 л.д. 131-132), также не может свидетельствовать о намерении участвовать в аукционе, так как подача такого запроса сама по себе не означает однозначного намерения подателя на участие в аукционе.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что у антимонопольного органа не имелось правовых оснований для рассмотрения жалобы ОАО "Завод слуховых аппаратов "РИТМ" и вынесения по результатам ее рассмотрения обжалуемых решения и предписания, чем были нарушены положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.09.2008 N 11828/08.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемые ненормативные акты антимонопольного органа в оспариваемой части не соответствуют требованиями действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Управления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал решение и предписание антимонопольного органа в оспариваемой части недействительными. Принятое по делу постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, так как при его принятии суд неправильно истолковал нормы материального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А55-11966/2008 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2008 по делу N А55-11966/2008 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2009 г. N А55-11966/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании