Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 мая 2009 г. N А12-712/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу первого заместителя прокурора Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.03.2009 по делу N А12-712/2009,
по заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области к Волгоградской городской Думе при участии третьих лиц: администрации г. Волгограда, Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда, Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующими подпунктов "а" и "в" пункта 4.1, пункта 4.2 Положения о порядке предоставления в пользование и изъятия муниципального недвижимого имущества (далее - Положение), утвержденного постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.12.2000 N 21/297, как несоответствующие пункту 3 части 1 статьи 15 и пункту 4 части 1 статьи 16, статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-Ф3 (далее - Закон).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.03.2009 заявленные требования удовлетворены частично, признан недействующим абзац 1 пункта 4.2 Положения в части предоставления возможности заключения договоров аренды муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов в случаях, не являющихся исключениями, установленными статьями 17.1 и частью 4 статьи 53 Закона, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что статья 17.1 и часть 4 статьи 53 Закона устанавливает перечень исключений, позволяющих заключать договоры аренды муниципального имущества без проведения конкурсов и аукционов.
В кассационной жалобе первый заместитель прокурора Волгоградской области просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в признании недействующим подпункта "в" пункта 4.1 Положения.
Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв по данному делу до 14.05.2009 до 12 часов 00 минут.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.12.2000 года N 21/297 принято Положение о порядке предоставления в пользование и изъятия муниципального недвижимого имущества, главой 4 которого установлен порядок представления объектов муниципального недвижимого имущества в аренду.
Согласно пункту 4.1 Положения основанием предоставления объекта недвижимого имущества является:
а) решение о предоставлении объекта в аренду целевым назначением, принимаемое постоянно действующей комиссией по рациональному использованию объектов муниципального нежилого фонда, создаваемой постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда для организации работы по передаче объектов недвижимого имущества;
б) результат (протокол) торгов (конкурса, аукциона) на право аренды;
в) постановление Главы администрации Волгограда о предоставлении объекта в аренду целевым назначением на срок более пяти лет.
Пунктом 4.2 Положения установлен порядок предоставления имущества в аренду целевым назначением.
В соответствии с указанной нормой целевым назначением в аренду предоставляется объект недвижимого имущества для осуществления определенного вида деятельности в соответствии с функциональным назначением объекта и (или) с целью реализации программ городского развития.
Комиссия по рациональному использованию объектов муниципального нежилого фонда может принять решение о предоставлении объекта целевым назначением, организация, учреждениям, финансируемым из бюджета всех уровней, муниципальным унитарным предприятиям, а также предприятиям иных организационно-правовых форм, чья деятельность связан с выполнением муниципального заказа, или участвующим в реализации программ социально-экономического развития города, общественным и некоммерческим организациям, уставная деятельность которых направлена на социальную защиту граждан, развитие образования, культуры, здравоохранения, спорта, детско-юношеским, молодежным общественным организация, другим юридическим лицам.
Первый заместитель прокурора Волгоградской области полагая, что подпункты "а" и "в" пункта 4.1, пункт 4.2 Положения не соответствуют пункту 3 части 1 статьи 15 и пункту 4 части 1 статьи 16, статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Волгоградской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признании незаконными подпунктов "а" и "в" пункта 4.1 и всего пункта 4.2 Положения о порядке предоставления в пользование и изъятия муниципального недвижимого имущества правомерно исходил из следующего.
Согласно пункта 5 части 3 статьи 24 Устава города-героя Волгограда от 25.09.1996, действовавшего на момент принятия оспариваемого Положения установление порядка управления и распоряжения имуществом находящимся в муниципальной собственности Волгограда относится к исключительной компетенции Волгоградского городского Совета народных депутатов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Устав города-героя Волгограда, утвержденный постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 21 марта 1996 г. N 4/19
В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев:
1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;
3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
До принятия Правительством Российской Федерации постановлений, определяющих порядок проведения соответствующих конкурсов и аукционов, конкурсы на право заключения договоров передачи имущества проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии со статьей 53 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 4 статьи 53 Закона до 01.07.2010 разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, указанных в частях 1, 3 статьи 17.1 настоящего Закона и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых.
Кроме того, под действие попадают государственные учреждения, политические партии, общественные и некоммерческие организации, уставная деятельность которых направлена на социальную защиту граждан, развитие образования, культуры, здравоохранения, спорта, а также детско-юношеские, молодежные общественные организации, поскольку переданное таким организациям муниципальное имущество не будет вовлечено в хозяйственный оборот, то есть передача прав не окажет влияние на состояние конкуренции.
Следовательно, в части предоставления в аренду муниципального имущества целевым назначением указанным выше лицам для осуществления определенного вида деятельности в соответствии с функциональным назначением объекта на основании решения городской постоянно действующей комиссии по рациональному использованию муниципального нежилого фонда или постановления главы Волгограда (в случае заключения договора на срок более пяти лет), пункт 4.2, подпункты "а" и "в" пункта 4.1 Положения не противоречит статье 17.1, пункту 3 части 1 статьи 15 и пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ " О защите конкуренции".
В части предоставления целевым назначением муниципального имущества в аренду с целью реализации программ городского развития другим юридическим лицам указанные пункты оспариваемого Положения после вступления в силу Федерального закона от 30.03.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, дополнившего главу четвертую Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "о защите конкуренции" статьей 17.1, не применяются. Таким образом, в этой части оспариваемое Положение не порождает правовых последствий, в силу чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод лиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ
Таким образом, принятое по делу решение является законным, правовых оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.03.2009 по делу N А12-712/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 мая 2009 г. N А12-712/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании