Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2009 г. N А55-10961/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, город Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по делу N А55-10961/2008,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "ГидроОГК", город Жигулевск Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, город Самара, о признании недействительным решения от 30.06.2008 N 10-15/66-4045/9067,
установил:
открытое акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания" в лице филиала "Жигулевская ГЭС", г. Жигулевск (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Самарской области с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) от 30.06.2008 N 10-15/66-4045/9067.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой и постановления апелляционной инстанций.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам проведения камеральной налоговой проверки, представленной заявителем уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 год, налоговый орган принял оспариваемое решение N 10-15/66-4045/9067 от 30.06.2008 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислил Обществу налог на прибыль в сумме 23350325 руб.
В решении налогового органа указано на необоснованное исключение из налоговой базы по налогу на прибыль за 2005 год суммы стоимостного небаланса Федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) - далее ФОРЭМ, в размере 97293020 руб.
Суды, не соглашаясь с доводами налогового органа, обоснованно указали, что суммы небаланса не должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, поскольку не соответствуют критерию дохода от реализации (возникновение небаланса не связано с реализацией товаров по определенному договору, в отношении небаланса не имеется конкретного лица, обязанного его погасить) и критерию поступления (возможности поступления) выручки (в отношении отрицательного стоимостного небаланса такой критерий отсутствует, поскольку отсутствует конкретный дебитор).
При этом исходили из следующего.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии со ст. 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения налогом на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
В силу пунктов 1, 2 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно пункту 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
В силу пункта 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14.04.1995 N 41-ФЗ федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) это сфера купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России; тарифы на электрическую и тепловую энергию это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).
Следовательно, электрическая энергия является специфическим товаром. Поставщики поставляют электроэнергию не конкретному покупателю, а в сеть ЕЭС России. Покупатели получают указанную электроэнергию не от определенного поставщика, а непосредственно из сетей ЕЭС России. При таких условиях невозможно определить, у какого конкретно поставщика была приобретена электроэнергия.
В силу статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" в полномочия Федеральной энергетической комиссии входит установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке производителями электрической энергии (мощности).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 в систему тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также соответствующие услуги входят тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе тарифы на электрическую энергию мощность, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка - поставщиками электрической энергии и мощности.
Таким образом, в области установления тарифов на тепловую и электрическую энергию на оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ) действуют два правила тарифов - тариф поставщика и тариф потребителя.
В соответствии с пунктом 2 "Инструкции о порядке стоимостного баланса Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ", утвержденной Постановлением ФЭК Российской Федерации от 21.01.2000 N 4/6, стоимостным балансом федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) является соотношение суммарной стоимости поставок электрической энергии (мощности) на оптовый рынок всеми поставщиками - субъектами ФОРЭМ (стоимостной поток на оптовый рынок) и стоимости поставок электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ всем оптовым покупателям - субъектам ФОРЭМ, включая потребителей, введенных на ФОРЭМ, а также поставки электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ на экспорт (стоимостной поток с оптового рынка).
Тарифный небаланс, так называемый "небаланс ФОРЭМ", доводится до сведения поставщиков оператором торговой системы в направленных счетах - извещениях. В данном случае общество осуществляло производство и реализацию электроэнергии и являлось субъектом Федерального оптового рынка электрической энергии (мощности) по ФОРЭМ.
Судами установлено, что в спорном периоде заявитель являлся поставщиком электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ. Поставка электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ осуществлялась на основании заключенных договоров с покупателями и ЗАО "ЦДР ФОРЭМ", являющимся коммерческим и технологическим оператором оптового рынка.
Правомерно суды указали на те обстоятельства, что в 2005 году стоимость поставки электроэнергии (мощности) ОАО "ГидроОГК" (ОАО "РусГидро"), рассчитанная по установленному для него (как для поставщика) тарифу превысила совокупную стоимость электроэнергии, рассчитанную по тарифам, установленным применительно к каждому покупателю, в результате чего при составлении стоимостного баланса возник тарифный небаланс (отрицательный стоимостный баланс) в размере 97293020 руб., на которые налогоплательщик обоснованно уменьшил сумму полученного дохода при исчислении налога на прибыль за 2005 год, фактически не являющиеся доходом от реализации электроэнергии за указанный налоговый период, а представляющие собой отрицательный стоимостный баланс. При этом компенсации данного отрицательного стоимостного баланса заявителю в 2005 году не производилось.
Исходя из изложенного, коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2008 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по делу N А55-10961/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 в систему тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также соответствующие услуги входят тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе тарифы на электрическую энергию мощность, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка - поставщиками электрической энергии и мощности.
...
В соответствии с пунктом 2 "Инструкции о порядке стоимостного баланса Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ", утвержденной Постановлением ФЭК Российской Федерации от 21.01.2000 N 4/6, стоимостным балансом федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) является соотношение суммарной стоимости поставок электрической энергии (мощности) на оптовый рынок всеми поставщиками - субъектами ФОРЭМ (стоимостной поток на оптовый рынок) и стоимости поставок электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ всем оптовым покупателям - субъектам ФОРЭМ, включая потребителей, введенных на ФОРЭМ, а также поставки электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ на экспорт (стоимостной поток с оптового рынка)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2009 г. N А55-10961/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании