Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 мая 2009 г. N А06-6194/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханский таксомоторный парк" имени Кузнецова Владимира Александровича, предпринимателя Кузнецовой Екатерины Васильевны,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.12.2008 по делу N А06-6194/2008,
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханский таксомоторный парк" имени Кузнецова Владимира Александровича, предпринимателя Кузнецовой Екатерины Васильевны к администрации города Астрахани о признании бездействия администрации города Астрахани незаконным,
установил:
открытое акционерное общество "Астраханский таксомоторный парк имени Кузнецова Владимира Александровича" (далее - общество), предприниматель Кузнецова Екатерина Васильевны обратились в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением (с учетом его уточнения) об обязании администрации города Астрахани включить в маршрутную сеть городского пассажирского транспорта г. Астрахани маршрут N 31С "Поликлиника Газпрома (ул. Кубанская)-ул. Энергетическая" путем внесения изменения в постановление мэра города от 27.12.2005 N 2208 "Об организации работы городского пассажирского транспорта в городе Астрахани" в соответствии с протоколом от 21.02.2008 N 1 заседания комиссии по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани, обязании администрации города Астрахани заключить договор на использование регулярного муниципального маршрута пассажирского транспорта на автобусный маршрут N 31С с предпринимателем Кузнецовой Е.В. на условиях типового договора, утвержденного постановлением мэра города Астрахани от 23.06.2005 N 917-м.
Решением от 30.12.2008 в удовлетворении заявления общества отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Общество и предприниматель Кузнецова Екатерина Васильевна, обжалуя решение суда первой инстанции в кассационном порядке, просят его отменить, заявление удовлетворить.
Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемого решения в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, протоколом от 21.02.2008 N 1 комиссия по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани приняла решение об открытии автобусного маршрута "ул. Энергетическая (микрорайон Бабаевского)-ул. Кубанская" и об объявлении конкурса на право использования регулярного муниципального маршрута общего пользования.
Мэром города 28.02.2008 утверждена маршрутная карта движения автобусов марки Golden Dragon XML6720С1 скоростного маршрута N 31С поликлиника Газпрома (ул. Кубанская)-ул. Энергетическая. Ответственным по выпуску автобусов на линию назначено общество, перевозчиком - Кузнецова Е.В. Маршрутная документация утверждена на определенный срок до 01.04.2008, 13.05.2008.
Однако маршрут N 31С не был включен в маршрутную сеть городского пассажирского транспорта, работающего по регулярным муниципальным маршрутам в городе Астрахани, утвержденную постановлением мэра города от 27.12.2005 N 2208-м. Договор с предпринимателем Кузнецовой Е.В. заключен не был. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества и предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества и предпринимателя, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3.3 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденными решением совета муниципального образования "Город Астрахани" от 15.03.2005 N 49 (далее - Правила), открытие регулярных муниципальных маршрутов, изменение и прекращение движения по маршрутам осуществляется по решению заказчика (организатора) после обследования автобусного маршрута в установленном порядке.
Статьей 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4.1 положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, техническое состояние дорог, по которым проходят автобусные маршруты, их инженерное оборудование, порядок их ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами.
Во исполнение указанных положений 14.02.2008 проведено обследование городского автобусного маршрута "СМП-726-Б. Алексеева-Кубанская". В акте обследования городского автобусного маршрута представители Управления государственной инстакции безопасности дорожного движения Управление внутренних дел Астраханской области (далее - УГИБДД УВД Астраханской области) и Управления государственного автодорожного надзора по Астраханской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН) дали свое заключение о несоответствии маршрута требованиям безопасности дорожного движения, конкурс был отменен (газета "Горожанин" от 19.03.2008 N 11(960)).
В связи с имеющимися в акте обследования замечаниями УГИБДД УВД Астраханской области и Управления государственного автодорожного надзора по Астраханской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 08.05.2008, администрацией города Астрахани направлены письма ОАО "Астраханский таксомоторный парк и ОАО "АстраханьПассажирТранс" о временном приостановлении действия временных разрешений на осуществление в экспериментальном режиме пассажирских перевозок в данном направлении до устранения отмеченных недостатков и проведения конкурсного отбора на право использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта.
Протоколом заседания комиссии по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани от 07.11.2008, учитывая востребованность горожанами пассажирских перевозок в оспариваемом направлении, решено провести повторное обследование данного маршрута с целью снятия замечаний УГИБДД и УГАДН, после чего объявить конкурс на право использования регулярного муниципального маршрута "Микрорайон Бабаевского-Б. Алексеева-ул. Кубанская".
Требования заявителей направлены на использование спорного маршрута без участия в конкурсном отборе и без утвержденной действующей маршрутной документацией.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.1 Правил перевозок привлечение перевозчиков к пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам осуществляется на основании договора с заказчиком (организатором), заключенного по результатам конкурсного отбора на использование регулярных муниципальных маршрутов.
Организация и порядок проведения конкурсного отбора определяются Положением о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, утвержденного решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 15.03.2005 N 51.
На основании пункта 1.6 Положения о конкурсном отборе использование вновь открываемых муниципальных маршрутов осуществляется после проведения конкурсного отбора.
Положениями пунктов 1, 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения при организации перевозочного процесса и обеспечении его безопасности для граждан.
В статье 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" указан перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения, которые не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти (подчинения), характерные для административных правоотношений.
Органы местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения.
Довод заявителей кассационной жалобы о нарушении администрацией статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, отклоняется судом кассационной инстанции поскольку общество и предприниматель не ограничивались в возможностях осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на основании имеющихся лицензий и не лишались права на участие в конкурсном отборе по использованию муниципальных маршрутов.
Судом первой инстанции также не установлено, что действия (бездействие) администрации города Астрахани не соответствуют какому-либо закону либо иному нормативному акту, либо возлагаю на общество и предпринимателя какие-либо обязанности, не предусмотренные законом (нормативным актом) или создают любые иные препятствия для осуществления ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, обжалуемое решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.12.2008 по делу N А06-6194/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 мая 2009 г. N А06-6194/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании