Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 июля 2009 г. N А57-5373/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.01.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу N А57-5373/2008,
по заявлению закрытого акционерного общества "Богородскнефть", г. Саратов, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительным решения от 26.03.2008 N 136,
установил:
закрытое акционерное общество "Богородскнефть" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 26.03.2008 N 136.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.01.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009, заявленные требования общества удовлетворены.
Открытым акционерным обществом "Богородскнефть" в апелляционной инстанции было заявлено ходатайство о замене закрытого акционерного общества "Богородскнефть" на открытое акционерное общество "Богородскнефть" в связи со сменой наименования общества. Суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворяя ходатайство, произвел замену закрытого акционерного общества "Богородскнефть" на открытое акционерное общество "Богородскнефть" (далее - ОАО "Богородскнефть", Общество).
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу решение и постановление и вынести новый судебный акт.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией в период с 03.11.2007 по 13.02.2008 проведена камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации от 13.11.2007 по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2007 года, в которой заявлено право на возмещение НДС в сумме 1653192 руб.
По результатам камеральной проверки Инспекция приняла решение от 26.03.2008 N 136 о возмещении частично суммы НДС в размере 0 руб. (с учетом частичного возмещения по первичной налоговой декларации от 22.10.2007) и отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере 1215666 руб.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, основанием для принятия названного решения явилось неправильное, по мнению налогового органа, ведение раздельного учета сумм НДС, предъявленных к вычету при осуществлении операций по реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт.
ОАО "Богородскнефть", осуществляя реализацию продукции, как на внутреннем рынке, так и на экспорт, ведет раздельный учет данных операций, в соответствии с учетной политики общества на 2007 год, утвержденной приказом от 29 декабря 2006 года N 328.
Согласно представленной ОАО "Богородскнефть" книге продаж за сентябрь 2007 года реализация продукции на внутреннем рынке (по ставке 18 процентов составила 2688959 руб. 67 коп. или 2,4 процента от общей реализации, а реализация продукции на экспорт (по ставке 0 процентов) составила 109144320 руб. 01 коп. или 97,6 процента.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что ОАО "Богородскнефть" в нарушении действующего законодательства и учетной политики организации в произвольном порядке исчисляет сумму НДС, предъявляемую к вычету на внутреннем рынке.
По мнению налогового органа, в нарушение положений пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Богородскнефть" распределение вычетов по НДС в пропорции к отгруженной продукции не произведено.
На основании изложенного, налоговый орган пришел к выводу, что в нарушение положений статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Богородскнефть" завышена сумма заявленных налоговых вычетов за сентябрь 2007 года по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 3, 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, что в свою очередь, привело к завышению суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета на 121566 руб. 18 коп.
Оспаривая решение инспекции N 136 от 26.03.2008, ОАО "Богородскнефть" ссылается на то, что на 2007 год им была разработана и утверждена учетная политика и распоряжение главного бухгалтера, устанавливающие порядок ведения раздельного учета, согласно которым входящий НДС распределяется на 3 группы:
1-я группа затрат, непосредственно относящихся к экспортным операциям:
1.1. Комиссионное вознаграждение;
1.2. Агентские услуги;
1.3. Комиссии банков при валютных операциях;
1.4. Услуги ОАО АК "Транснефть", перевыставляемые комиссионером;
1.5. Брокерские услуги;
1.6. Таможенное оформление;
1.7. Иные аналогичные услуги.
2-я группа затрат, которые относятся к реализуемой продукции в целом:
2.1. Расходы по приобретению ТМЦ и услугам, связанным с добычей, реализацией, проведением различного рода анализов реализуемой продукции;
2.2.Услуги сотовой связи и интернет;
2.3. Иные аналогичные услуги.
3-я группа затрат, не относящихся к экспортным операциям:
3.1. Административно-управленческие расходы, а именно:
3.1.1. Арендные и лизинговые платежи, в том числе расходы по аренде и содержанию коммерческих узлов учета нефти, СИКН.
3.12. Консультационно-информационные услуги;
3.13. Подписка на периодические издания;
3.14. Услуги по ведению реестра акционеров;
3.15. Расходы по спецодежде;
3.16. Иные аналогичные услуги.
3.2. Услуги, которые, по мнению налогового органа, согласно пункту 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть отнесены к экспортным операциям, а именно:
3.21. Услуги по хранению нефти;
3.22. Расходы по погрузочно-разгрузочным работам;
3.23. Транспортировка нефти;
3.24. Подготовка нефти;
3.25. Утилизация воды, солей и примесей;
3.26. Иные аналогичные услуги.
3.3. Услуги по содержанию и обслуживанию объектов незавершенного строительства;
34. Расходы на освоение природных ресурсов;
35. Иные аналогичные услуги.
В зависимости от отнесения к той или иной группе, суммы входящего НДС распределяются по субсчетам балансового счета 19.3 и 19.04 и предъявляются к вычету или возмещению в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Богородскнефть" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 26 марта 2008 года N 136.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные ОАО "Богородскнефть" требования, указали, что при принятии обжалуемого решения налоговым органом нарушены нормы налогового законодательства.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 153 Налогового кодекса Российской Федерации при применении различных налоговых ставок налоговая база по НДС определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
Согласно пункту 6 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Таким образом, при реализации продукции, как на внутреннем рынке, так и на экспорт, налогоплательщики должны осуществлять раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым в процессе производства и реализации этих видов продукции.
Для принятия к вычету сумм налога, уплаченных поставщикам продукции, реализуемой или используемой для производства продукции, поставляемой организацией как на внутренний рынок, так и на экспорт, налогоплательщику необходимо разработать методику раздельного учета затрат, используемых при производстве и реализации продукции, и отразить ее в учетной политике.
Налоговый Кодекс Российской Федерации не регламентирует порядок и методологию такого раздельного учета затрат. Не установлен такой порядок и иными законодательными актами, а также нормативными актами по бухгалтерскому учету.
В соответствии с положениями статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Согласно положениям пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ лица, составившие и подписавшие первичные документы, обеспечивают достоверность содержащихся в них данных.
Возможность самостоятельно определять порядок ведения раздельного учета затрат в целях налогообложения, предусмотрена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 года N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" и пунктом 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98).
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 0912.1998 N 60н, 29 декабря 2006 года исполнительным директором ОАО "Богородскнефть" был издан приказ N 328 "Об утверждении Положения об учетной политике ОАО "Богородскнефть" для целей бухгалтерского учета и налогообложения". Ведение заявителем раздельного учета указанных операций подтверждается книгой продаж и книгой покупок за сентябрь 2007 года, счетами - фактурами за сентябрь 2007 года.
Правила ведения раздельного учета Общества не противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации, все документы, подтверждающие ведение Обществом раздельного учета операций, облагаемых НДС, заявителем представлены. Доказательств обратного налоговым органом в суд не представлено.
Применение ОАО "Богородскнефть" вычетов по НДС не противоречит нормам законодательства о налогах и сборах, а свидетельствует об использовании обществом его права на налоговый вычет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС являются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Из указанных правовых норм следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС обусловлено принятием приобретенных товаров (работ, услуг) на учет, наличием счетов-фактур и соответствующих первичных документов, достоверно подтверждающих факт совершения хозяйственной операции, а также уплатой налогоплательщиком суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг).
Статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что только счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом данной нормой регламентированы требования, предъявляемые к составлению счетов-фактур, что закреплено пунктами 5, 6 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, и материалами дела подтверждается, что открытому акционерному обществу "Богородскнефть" в сентябре 2007 года различными поставщиками были оказаны услуги и реализованы товары с выставлением счетов-фактур, в которых стоимость этих услуг и реализованных товаров определена с учетом налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.
Все документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 18 процентов за сентябрь 2007 года и налоговых вычетов, Обществом в налоговый орган представлены.
Таким образом, все условия, с которыми нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации связывают право налогоплательщика на получение вычетов по НДС, Обществом выполнены.
Как установлено судами Общество осуществляет реализацию своей продукции (нефть) как на внутренний рынок, так и на экспорт и ведет раздельный учет данных операций, в соответствии с учетной политикой Общества на 2007 год.
Для целей обложения НДС в соответствие со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации товар считается экспортируемым с момента его помещения под таможенный режим экспорта.
Согласно части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0 процентов лишь при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
В настоящем случае спор возник в отношении налогового вычета по НДС, уплаченному обществом в составе цены за различные услуги, оказанные ему до помещения товара под таможенный режим экспорта.
Следовательно, общество правомерно предъявило к налоговому вычету сумму НДС по налоговой ставке 18 процентов независимо от того, был ли в дальнейшем товар отгружен на экспорт или нет.
Суд отмечает, что налоговый орган не ссылается на положения действующего законодательства, утверждая, что принимаемая к вычету сумма НДС по общехозяйственным расходам организации должна определенным образом распределяться при указании ее в налоговой декларации по "внутреннему" и по экспортному НДС.
Между тем, в силу статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом решения, соответствия этого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Налоговый орган не оспаривает тот факт, что налогоплательщик имеет право на установленные Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые вычеты, спор возник только в отношении периода предъявления вычета к возмещению.
Исходя из смысла правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определении от 04.06.2007 N 366-о-п, постановлении от 24.02.2004 N 3-П, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 12.10.2006 N 53, действия налогоплательщиков, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, предполагаются экономически оправданными.
Представленные в материалы дела счета-фактуры Общества за сентябрь 2007 года подтверждают, что товары (работы, услуги) были приобретены в этом месяце на внутреннем рынке и, учитывая презумпцию добросовестности налогоплательщика, которая предполагает, что сумма косвенного налога уплачена продавцом в бюджет, ОАО "Богородскнефть" имеет законные основания заявлять о сумме налоговых вычетов, поскольку интересы бюджета в данном случае не затрагиваются и речь идет об удержании сумм налога, которые уже уплачены в бюджет.
Инспекция в кассационной жалобе ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.2006 N 03-04-08/100 "О вопросе вычета сумм НДС, предъявленных по услугам общехозяйственного назначения, при реализации товаров на экспорт".
Однако, данное письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.2006 N 03-04-08/100 не носит нормативный характер и является лишь разъяснением Департамента Министерства Российской Федерации по конкретному, значительно ранее поступившему запросу.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами полно и всесторонне, оспариваемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в судебных актах, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.01.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу N А57-5373/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июля 2009 г. N А57-5373/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании