Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 11 сентября 2009 г. N А65-1368/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2009.
Полный текст постановления изготовлен 11.09.2009.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны, г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 по делу N А65-1368/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Модуль", г. Набережные Челны, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны о признании частично незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Модуль" (далее - ООО "Фирма "Модуль", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании незаконным решения от 25.11.2008 N 3186 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 206739 руб., начисления пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 25.11.2008 в размере 48515 руб., доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за первый квартал 2008 года в размере 375658,22 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.05.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009, заявление ООО "Фирма "Модуль" удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить названные судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права и в удовлетворении заявления Общества отказать. При этом в жалобе налоговый орган не приводит конкретных доводов относительно ошибочности выводов судов по обстоятельствам дела, а лишь повторяет доводы, аналогичные изложенным в отзыве на заявление и апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал кассационную жалобу.
В соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Фирма "Модуль" надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 1 квартал 2008 года, представленной обществом с ограниченной ответственностью "ТФ "Нафис" (далее - ООО "ТФ "Нафис"), Инспекцией в адрес заявителя, который в 1 квартале 2008 года реализовал ООО "ТФ "Нафис" строительные материалы на общую сумму 5763739,80 руб. (в том числе НДС 1033693,30 руб.), было направлено требование о представлении документов на встречную проверку. Однако запрошенные документы налоговому органу не были представлены. В ходе проведения мероприятий налогового контроля Инспекцией установлено, что ООО "Фирма "Модуль" состоит на учете в налоговом органе с 28.03.1996 и с 01.01.2003 применяет упрощенную систему налогообложения, налоговые декларации по НДС за 1 квартал 2008 года Обществом не представлялись, суммы НДС не исчислялись и в бюджет не уплачивались. В этой связи налоговый орган пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 5 статьи 173 Кодекса Общество не уплатило в 1 квартале 2008 года в бюджет НДС в сумме 1033693,30 руб.
Данные обстоятельства отражены в составленном по окончании проверки акте от 08.10.2008 N 2649, по результатам рассмотрения которого, а также представленных Обществом возражений заместителем начальника Инспекции вынесено решение от 25.11.2008 N 3186 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. В данном решении отсутствует упоминание о проведении проверки декларации и документов, представленных заявителем по применяемой им упрощенной системе налогообложения за какой-либо из предусмотренных статьей 346.19 Кодекса периодов.
Целью как камеральной, так и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. При этом особенностью камеральной налоговой проверки как одной из форм налогового контроля, предусмотренных статьей 82 Кодекса, является то, что ее осуществление возможно в установленный абзацем вторым статьи 88 Кодекса (в редакции, действовавшей на день принятия инспекцией решения) трехмесячный срок, исчисляемый со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 статьи 88 НК РФ
Таким образом, статья 88 Кодекса предусматривает правомочие налогового органа на проведение камеральной налоговой проверки по НДС только при наличии представленной налогоплательщиком налоговой декларации по данному виду налога. Поскольку Инспекцией не доказан факт подачи Обществом декларации по НДС за проверяемый период, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у налогового органа не имелось оснований для проведения подобной налоговой проверки и принятия решения о взыскании с Общества НДС, пеней и штрафа.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 26.06.2007 N 1580/07, N 2662/07.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление ООО "Фирма "Модуль" и признали решение Инспекции от 25.11.2008 N 3186 незаконным в оспариваемой части.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, аналогичны доводам, приведенным налоговым органом в возражениях на заявление и апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана верная правовая оценка. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций. В этой связи принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 по делу N А65-1368/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2009 г. N А65-1368/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании