Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 16 октября 2009 г. N А12-3766/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А12-3766/2009,
по заявлению Департамента здравоохранения Администрации Волгограда к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительными решения и предписания, при участии третьих лиц - Комитета муниципального заказа Администрации Волгограда, общества с ограниченной ответственностью "РосПромМет", Администрации Волгограда,
установил:
Департамент здравоохранения Администрации Волгограда (далее - Департамент здравоохранения, заказчик) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области) о признании незаконными решения и предписания от 23.12.2008 по делу N 08-02-06/406-ВО.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2009 заявленные требования Департамента здравоохранения удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФАС по Волгоградской области просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новое решение. По мнению антимонопольного органа, судами применены не подлежащие применению нормы материального права и выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Выслушав представителя ответчика, поддержавшего кассационную жалобу, проверив правильность применения судами при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренным статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 1 ноября 2008 года Комитет муниципального заказа администрации Волгограда разместил в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" извещение о проведении открытого аукциона на право заключать муниципальные контракты на оказание услуг по поставке, монтажу, установке (пуско-наладке и вводу в эксплуатацию), инструктажу и техническому обслуживанию в гарантийный период медицинского оборудования в муниципальных учреждениях здравоохранения Волгограда в 2008 году (5 лотов). Аналогичная информация была размещена и на официальном сайте http//zakaz.volgogradmin.ru. В качестве муниципального заказчика выступил Департамент здравоохранения Администрации Волгограда. Срок окончания подачи заявок - 26.11.2008.
10 ноября 2008 года в условия открытого аукциона внесены изменения - в предмет муниципальных контрактов добавлены лоты N 6-65. Срок окончания подачи заявок продлен до 27.11.2008.
ООО "РоссПромМет" посчитало, что требования Комитета муниципального заказа администрации Волгограда для участия в аукционе о предоставлении копий регистрационных удостоверений на оборудование, предлагаемое к поставке, незаконны, и обратилось в УФАС по Волгоградской области 25.11.2008 с жалобой на действия заказчика и уполномоченного органа.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято оспариваемое решение от 02.12.2008 по делу N 08-02-06/406-ВО, согласно которому жалоба признана частично обоснованной. Департамент здравоохранения администрации Волгограда признан нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
На основании этого решения в отношении Департамента здравоохранения вынесено предписание от 02.12.2008. Адресату предписано при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в данном размещении заказа, не учитывать критерий предоставления участниками размещения заказа копий регистрационных удостоверений оборудования, предлагаемого к поставке. В течение 7 дней с момента проведения процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в данном размещении заказа, предоставить в УФАС следующие документы: протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе с подтверждением размещения данного протокола на официальном сайте.
Вместе с тем, Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 Закона).
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (статья 5 Закона).
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (часть 1 статьи 34 Закона).
В силу требований части 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 12 Закона при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 Закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 Закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 Закона, а равно несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 34 Закона документация об аукционе должна соответствовать положениям частей 2 и 3 статьи 35 Закона (требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе).
В силу пункта 2 части 2 статьи 35 Закона заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 35 Закона документов и сведений, не допускается (часть 3 статьи 35 Закона).
В рассматриваемом случае документацией об открытом аукционе в пункте 4 раздела "Для участия в аукционе участники должны предоставить следующие документы" предусмотрено предоставление регистрационных удостоверений на оборудование, предлагаемое к поставке.
Товары по спорным лотам имеют медицинское назначение и в соответствии с законодательством Российской Федерации требуют соответствующих сертификации и регистрации (получения регистрационных удостоверений) применительно к положениям Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 735.
Из позиции Департамента здравоохранения и Комитета муниципального заказа администрации Волгограда следует и материалами дела подтверждается, что цель соответствующего муниципального заказа обусловлена интересами конечных потребителей, нуждающихся в товарах узкого профессионального (медицинского) потребления. Соответствие таких товаров специальным нормативным требованиям связано прежде всего с правом каждого на охрану здоровья.
Как правильно указали суды, правовая конструкция пункта 2 части 2 статьи 35 Закона требует (наряду с буквальным восприятием всех его положений) систематической оценки подлежащих применению норм права с учетом и относительно узких, и более общих целей и задач правового регулирования.
По смыслу положений статей 11, 12, 34, 35 Закона (с учетом статьи 41 Конституции Российской Федерации) организаторы аукциона вправе получить подтверждение качества и безопасности поставляемого товара на этапе рассмотрения заявок на участие в аукционе. Иное толкование закона сопряжено с вероятным риском поставки некачественной продукции, опасной для потребителя и создающей неоправданные препятствия для скорой и должной реализации всеми участниками соответствующей процедуры своих прав и законных интересов. В случае поставки победителем аукциона некачественного товара может последовать длительная процедура расторжения контракта, что в свою очередь может привести к угрозе срывов обеспечения деятельности учреждения, связанной с охраной здоровья и медицинской помощью.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.10.2006 N 735 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения" (далее - Регламент) изделия медицинского назначения допускаются к производству, импорту, продаже применению на территории Российской Федерации только после их регистрации Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения социального развития России.
Документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение, которое действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем сведений об изделии медицинского назначения и о лице, на имя которого изделие медицинского назначения зарегистрировано. Срок действия регистрационного удостоверения не ограничен.
Согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 23.04.2008 N 01И-171/08, после регистрации Росздравнадзором в порядке, установленном Административным регламентом, любое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства вправе производить, импортировать, продавать и применять изделия медицинского назначения на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 72 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" информация об изделиях медицинского назначения (изделиях медицинской техники, включая инструменты, оборудование, приборы и аппараты медицинские и пр.) должна содержать сведения о номере и дате разрешения на применение таких изделий в медицинских целях, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в установленном порядке, а также с учетом особенностей конкретного вида товара, сведения о его назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения.
Отсутствие регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения в составе заявки на участие в торгах, в случае если требование о его предоставлении предусмотрено конкурсной документацией служит основанием для отказа в допуске к участию в торгах.
Как правильно указал апелляционный суд, выводы суда первой инстанции отвечают балансу прав и интересов уполномоченного органа и муниципального заказчика, участников размещения заказа и конечных потребителей. Уполномоченный орган вправе был устанавливать требование о представлении участниками аукциона соответствующих документов (в виде копий) в составе заявки на участие в аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А12-3766/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2009 г. N А12-3766/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании