Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 сентября 2009 г. N А57-22602/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Саратовский авиационный завод",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.05.2009 по делу N А57-22602/2008,
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Саратовский авиационный завод" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области, г. Саратов, с участием третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, г. Саратов, Управления по г. Саратову ГУ МЧС России по Саратовской области, г. Саратов, о прекращении зарегистрированного права собственности на нежилые здания убежища и признании права собственности на нежилые здания убежища,
установил:
закрытое акционерное общество "Саратовский авиационный завод" (далее истец, ЗАО "САЗ"), обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковыми требованиями к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Саратовской области, (далее ответчик, ТУ ФАУФИ) о прекращении зарегистрированного права собственности на нежилые здания убежища и признании права собственности на нежилые здания убежища,
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.05.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда Саратовской области от 13.05.2009, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить.
Заявитель жалобы указал на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании 04.09.2009 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 9 часов 30 минут 07.09.2009.
После перерыва судебное заседание продолжено 07.09.2009 в 9 часов 30 минут в том же составе суда.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения арбитражного суда Саратовской области от 13.05.2009 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ЗАО "САЗ" является правопреемником АОЗТ "Саратовский авиационный завод", зарегистрированного Администрацией г. Саратова 23.04.1993, регистрационный N 01081520, ТОО Коллективного предприятия "Саратовский авиационный завод", зарегистрированного Администрацией г. Саратова 28.12.1992, регистрационный N 01131080 и Коллективного предприятия "Саратовский авиационный завод", зарегистрированного решением Заводского РИК Совета народных депутатов г. Саратова от 08.02.1991 N 45.
На территории ЗАО "САЗ" по адресу: г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., N 1 находятся 10 защитных сооружений гражданской обороны, в том числе:
- убежище N 6 - дата приемки в эксплуатацию декабрь 1959, проектная вместимость 300 человек, общая площадь 202 кв.м, общий объем 437 куб.м, отдельно стоящее (поданным паспорта убежища ГО);
- убежище N 7 - дата приемки в эксплуатацию декабрь 1960, проектная вместимость 300 человек, общая площадь 180 кв.м, общий объем 353 куб.м, отдельно стоящее (поданным паспорта убежища ГО);
- убежище N 9 - дата приемки в эксплуатацию 29.12.1986, проектная вместимость 2400 человек, общая площадь 1703 кв.м, общий объем 3900 куб.м, отдельно стоящее (по данным паспорта убежища ГО).
С момента создания по настоящее время указанные объекты недвижимости находятся на балансе ЗАО "САЗ" и его правопредшественников под инвентарными номерами 20068, 20073, 20224, что подтверждается инвентарными карточками учета объектов основных средств NN 37, 40, 3671.
15.11.2007 по заявке Территориального управления Федерального агентства по управлению федерального имущества по Саратовской области организациями, осуществляющими техническую инвентаризацию объектов недвижимости, были изготовлены технические паспорта на спорные объекты недвижимости.
Из выписок Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 15.08.2008 N 07/124/2008-223 и N 07/124/2008-225, от 27.08.2008 N 07/130/2008-162 следует, что на указанные объекты недвижимости Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области было зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Основанием для государственной регистрации права собственности на нежилые здания Убежища N 6, Убежища N 7 и защитное сооружение гражданской обороны ОСУ-А-II-2400 - Убежища N 9 послужило Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", в приложении N 1 к которому в числе объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности указаны "защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период".
ЗАО "САЗ" считает право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны: Убежища N 6, 7 и 9 недействительным, поскольку согласно постановлению Совета Министров СССР от 10.01.1991 N 19 "О преобразовании Саратовского авиационного завода и Саратовского электроагрегатного производственного объединения в коллективные предприятия" проведено преобразование Саратовского авиационного завода в коллективное предприятие. Постановлением предусмотрен порядок передачи в собственность трудового коллектива Саратовского авиационного завода имущества предприятия как на безвозмездной основе, так и с оплатой в рассрочку по остаточной стоимости, определенной на момент создания коллективного предприятия.
28.02.1991 Министром авиационной промышленности СССР утвержден Акт оценки имущества Саратовского авиационного завода, передаваемого в собственность трудового коллектива, по остаточной стоимости на 01.01.1991.
Решением Исполнительного комитета Заводского районного Совета народных депутатов г. Саратова от 08.02.1991 N 45 было зарегистрировано Коллективное предприятие "Саратовский авиационный завод".
В соответствии со статьей 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" - собственностью предприятий является имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов его участниками, а также имущество, полученное им в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
В соответствии со статьей 7 вышеуказанного закона прекращение права собственности помимо воли собственника не допускается за исключением случаев обращения взыскания на это имущество по обязательствам собственника, в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, принудительного отчуждения имущества, которое не может принадлежать данному собственнику в силу закона, реквизиции и конфискации.
Согласно части 4 пункта 4 статьи 7 этого же Закона (действующий в период приватизации Саратовского авиационного завода), если в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) окажется по основаниям, допускаемым законом имущество, которое не может принадлежать собственнику в силу закона, оно должно быть отчуждено в течение одного года, если иные сроки не предусмотрены законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию.
Пунктом 2.3 Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1991 N 341 и пунктом 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, установлено, что приватизация объектов гражданской обороны осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 параграфа 2 главы 2 Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год
Как следует из Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ N 721 от 01.07.1992, в ходе приватизации на каждом предприятии были организованы рабочие комиссии, которые должны были представить для утверждения в Комитет по управлению имуществом следующие документы: план приватизации, акт оценки имущества, устав акционерного общества; в уставной капитал акционерного общества не включаются объекты, для которых законодательством предусмотрен особый режим приватизации либо предусмотрено ограничение приватизации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Так в соответствии с пунктом 2 раздела 3 Приложения 1 к указанному Постановлению объекты гражданской обороны - убежища относятся к исключительной федеральной собственности.
Судом правомерно указано, что спорные объекты недвижимости являются объектами гражданской обороны (далее ГО) и в силу прямого указания закона приватизации не подлежат. В соответствии с действующим на период процесса приватизации законодательством, а именно статьи 96 Гражданского кодекса РСФСР, порядок приема-передачи объектов недвижимости определяется законодательством Союза ССР и Постановлениями СовМина РСФСР, то есть актом приема-передачи объектов недвижимости.
Нахождение на балансе истца спорных объектов недвижимости и доказательства несения затрат на его содержание и ремонт опять же может являться только доказательством нахождения в фактическом владении, но не на правах собственности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при отсутствии решения Правительства РФ о приватизации спорных объектов гражданской обороны, внесение их в уставной капитал истцом, не соответствует положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), указанное обстоятельство свидетельствует о ничтожности сделки приватизации спорных объектов гражданской обороны (убежищ) в силу статьи 168 ГК РФ. Ничтожная сделка не порождает правовых последствий, в том числе, в виде возникновения у истца права собственности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обжалуемое решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.05.2009 законным и не подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Заявителем кассационной жалобы по платежному поручению от 22.07.2009 N 28237 уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб., следовательно, излишне уплаченная сумма по платежному поручению в размере 2000 рублей подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.05.2009 по делу А57-22602/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Саратовский авиационный завод" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 22.07.2009 N 28237.
Выдать закрытому акционерному обществу "Саратовский авиационный завод" справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2009 г. N А57-22602/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании