Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 августа 2009 г. N А55-18949/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по делу N А55-18949/2008,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - земельный участок и об обязании произвести государственную регистрацию, при участии третьих лиц: открытого акционерного общества международный аэропорт "Курумоч", Самарская область, п. Береза, аэропорт, Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель, ТУФАУФИ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган, УФРС по Самарской области) от 20.10.2008 N 01/232/2008-058 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 5698485,70 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:2199, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, Аэропорт и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеназванный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2009 заявленные требования удовлетворены.
Свое решение суд мотивировал тем, что регистрирующим органом не представлено доказательств существования обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 5698485,70 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:2199, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, Аэропорт.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции Министерство имущественных отношений Самарской области и УФРС по Самарской области обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых предлагается решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 отменить.
По мнению подателей жалоб на государственную регистрацию не было представлено документов, подтверждающих нахождение объектов недвижимого имущества на спорном земельном участке, кадастровый паспорт земельного участка не содержит сведения о кадастровых номерах земельных участков.
Кроме того, государственная регистрация права собственности на вышеуказанный земельный участок приведет к недополучению доходов в бюджет Самарской области от продажи либо передачи в аренду земельных участков, занимаемых объектами недвижимого имущества, принадлежащими на праве собственности юридическим лицам.
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что последний образован путем преобразования другого земельного участка, сведений о котором в кадастровом паспорте не имеется, что противоречит действующему законодательству.
Условием разграничения собственности на земельный участок является, в силу статьи 3.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исключительно нахождение на данном земельном участке объектов, принадлежащих федеральному собственнику.
В данном случае вышеуказанное условие отнесения земельного участка к федеральной собственности не выполняется, поскольку спорный земельный участок занят, в том числе, объектами, находящимися в частной собственности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб, и отзыва на кассационные жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 отмене не подлежат по следующим основаниям.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 5698485,70 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:2199, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, Аэропорт.
Сообщением от 20.10.2008 N 01/232/2008-058 УФРС по Самарской области отказало заявителю в совершении вышеназванного регистрационного действия. Отказ мотивирован тем, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие принадлежность спорного земельного участка Российской Федерации, а также то, что на данном земельном участке находятся здания, принадлежащие на праве собственности юридическим лицам.
Спорный земельный участок занят комплексом зданий, строений и сооружений, предназначенных для обеспечения функционирования Международного аэропорта "Курумоч". Часть названных зданий, строений и сооружений находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выписками из реестра федеральной собственности (т. 1 л.д. 36-74, т. 2 л.д. 18-22) и имеющимся в материалах дела кадастровым планом спорного земельного участка (т. 1 л.д. 75-159). Другая часть зданий, строений и сооружений находятся в собственности открытого акционерного общества Международный аэропорт "Курумоч", что подтверждается выписками из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 2 л.д. 34-58).
Из кадастрового плана земельного участка (т. 1 л.д. 75-159) усматривается, что разрешенный вид использования спорного земельного участка - под размещение аэропорта.
Отказ УФРС по Самарской области мотивирован тем, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие принадлежность спорного земельного Российской Федерации, а также то, что на данном земельном участке находятся здания, принадлежащие на праве собственности юридическим лицам.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 на государственную регистрацию права собственности были сданы: кадастровый паспорт земельного участка площадью 3269748,60 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:742, расположенного по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка" и выписки из реестра федерального имущества, подтверждающие нахождение на данном земельном участке объектов недвижимости, являющихся федеральной собственностью.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ
При этом адреса, наименования объектов указанных в выписках из реестра федерального имущества совпадают с данными, содержащимися в кадастровом паспорте спорного земельного участка.
Таким образом, документы, подтверждающие принадлежность спорного земельного Российской Федерации представлены, а именно: выписки из реестра и кадастровый паспорт, которые соответствуют требованиям пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Поскольку на земельном участке площадью 3269748,60 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:742, расположенном по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка" находятся объекты недвижимости являющиеся собственностью Российской Федерации и в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", данный земельный участок является федеральной собственностью.
Кроме того, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.03.2008 N 340-Р аэропорт Курумоч включен в перечень аэродромов федерального назначения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
С учетом этого довод подателей жалоб о том, что регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок приведет к нарушению прав и законных интересов Самарской области, является необоснованным.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности.
На основании чего судами правильно сделан вывод, что нахождение на данном земельном участке объекта, принадлежащего ОАО Международный аэропорт "Курумоч", не может служить препятствием для регистрации права федеральной собственности. При предоставлении спорного земельного участка в федеральную собственность права ОАО Международный аэропорт "Курумоч" на спорный земельный участок, как собственника объекта недвижимости, не нарушаются, поскольку в силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды. ОАО Международный аэропорт "Курумоч" сможет воспользоваться своим правом, установленным вышеназванной нормой, после государственной регистрации права собственности Российской Федерации в установленном законом порядке.
Довод УФРС по Самарской области о применении пунктов 26, 27 постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении правил ведения государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правомерно отклонен судом, т.к. в соответствии с пунктами 26, 27 данных правил, если объект недвижимости, для которого сформирован раздел Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) на недвижимое существовавших объектов или выделения из таких объектов либо возникли иные причины, приведшие к изменению кадастрового (условного) номера, в графе "Предыдущий кадастровый (условный) номер" указываются кадастровые (условные) номера предшествовавших объектов.
Если объект недвижимости, для которого сформирован раздел ЕГРП, прекращает свое существование, являясь источником для нового объекта (объектов), кадастровый (условный) номер нового объекта (объектов) отражается в графе "Последующий кадастровый (условный) номер".
Согласно выписке из ЕГРП о правах на земельный участок с кадастровым номером 63:01:03 53 003:0020, из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2199, сведения о первом земельном участке ранее в ЕГРП не вносились. Таким образом, при внесении записи о государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2199 отсутствуют основания для внесения записи в графы: "Предыдущий кадастровый (условный) номер" и "Последующий кадастровый (условный) номер", и, следовательно, отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации права собственности РФ на данный земельный участок по вышеуказанной причине.
Довод регистрирующего органа о необходимости оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:742, расположенного по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка" обоснованно отклонен судами т.к. в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, проводится без взимания государственной пошлины.
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Доказательств закрепления спорного земельного участка за каким либо юридическим лицом не представлено, передачи из казны Российской Федерации федерального имущества в иную собственность также не представлено.
Таким образом отказ УФРС по Самарской области противоречит требованиям статьей 18 и 20 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Доводы кассационных жалоб основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
При рассмотрении данного дела суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах дела, судебные акты первой и апелляционной инстанций отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по делу N А55-18949/2008 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2009 г. N А55-18949/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании