Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 17 августа 2009 г. N А55-18275/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А55-18275/2008,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное государственной учреждение "Национальный парк "Самарская Лука", г. Жигулевск Самарской области, о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества по Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области) о признании недействительным отказа от 09.10.2008 N 01/193/2008-598 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, общей площадью 8967578 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:1062, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Кировский район, и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 09.10.2008 N 01/193/2008-598 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 8967578 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:1062, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Кировский район, признан недействительным.
Суд обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок (кадастровый номер 63:01:0000000:1062), расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Кировский район.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 решение Арбитражного суда Самарской области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель жалобы указывает на неправильное применение пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", земельный участок является закрепленным на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственным учреждением, расположен на территории Национального парка "Самарская Лука", следовательно, не составляет государственную казну, что не освобождает заявителя от уплаты государственной пошлины.
Регистрирующим органом были предприняты все меры по устранению сомнений в наличии оснований для государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества, однако на момент приятия решения об отказе регистрирующий орган не обладал соответствующими сведениями, соответствующие сведения поступили позже.
Росимущество в отзыве на кассационную жалобу просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалованных судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 26.08.2008 ТУ Росимущества по Самарской области обратилось в УФРС по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 8967578 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:1062, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Кировский район, на основании пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
На государственную регистрацию заявителем представлены выписка из реестра федерального имущества от 19.08.2008 N 4156 и кадастровый паспорт земельного участка от 12.08.2008 N 63-00-102/08-295894, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:1062, общей площадью 8967578 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Кировский район, отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", и занят Национальным парком "Самарская Лука".
Сообщением от 09.10.2008 N 01/193/2008-598 ответчик отказал заявителю в совершении вышеназванного регистрационного действия на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Отказ мотивирован тем, что пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливает исключительное право федеральной собственности на национальные парки - учреждения и не может служить основанием возникновения права собственности Российской Федерации на данный национальных парков, в соответствии с пунктом 4 статьи 12 данного закона и пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности иных лиц.
Регистрирующий орган указал, что поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки являются государственной собственностью только если не находятся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, то до получения информации об отсутствии иных собственников земельного участка, безусловные основания для проведения государственной регистрации права федеральной собственности на данный земельный участок отсутствуют; кроме того указал также на наличие сомнений об отнесении к территории Национального парка "Самарская Лука" правобережной территории Кировского района городского округа Самары и отсутствие информации о размере площади таких земель.
Кроме того, регистрирующий орган указал, что согласно пункту 20 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за регистрацию прав на недвижимое имущество федеральными органами государственной власти уплачивается госпошлина в размере 100 руб. Вместе с тем, документ об уплате государственной пошлины на государственную регистрацию представлен не был.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 20 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ
Полагая, что основания отказа являются незаконными, ТУ Росимущества по Самарской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта судебные инстанции исходили из того, что обжалуемый отказ в регистрации права собственности противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, который, в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161 земли государственного лесного фонда в границах Жигулевского и Рождественского лесхозов предоставлены на праве пользования государственному природному национальному парку "Самарская Лука" без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РСФСР 1970 года землепользование без заранее установленного срока признается бессрочным (постоянным).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Самарская Лука", которое в соответствии с Положениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370, от 29.05.2008 N 404, находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от уплаты государственной пошлины освобождается Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования при регистрации прав на недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную, муниципальную казну.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 4 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ
Отсутствие уточнения разновидности правомочия дает основание полагать, что к таким правомочиям относятся не только правомочия хозяйственного ведения и оперативного управления, но и владение, и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со статьей 269 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины не имеется, поскольку спорный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному учреждению, которое владеет и пользуется им.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2007 N 8271/07.
Таким образом, отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации права федеральной собственности в связи с неуплатой государственным органом государственной пошлины, предусмотренной пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним" и подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.333 Налогового кодекса Российской Федерации, следует признать правомерным.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам N А55-14254/2008 от 27.05.2009, N А55-14255/2008 от 27.05.2009, N А55-14256/2008 от 15.06.2009, N А55-14257/2008 от 24.06.2009.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.08.2009 N ВАС-9947/09 отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А55-14255/2008.
Ссылку Росимущества на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2007 N 03-05-05-03/46 нельзя признать состоятельной, письмо носит рекомендательный характер.
Выводы регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права собственности ввиду наличия сомнений об отнесении к территории Национального парка "Самарская Лука" правобережной территории Кировского района городского округа Самары и отсутствия информации о размере площади таких земель, судебная коллегия находит обоснованными.
Письмом от 04.09.2008 N 01/193/2008-598 регистрирующий орган просил заявителя представить необходимые документы в 10-тидневный срок.
Однако письмо Департамента управления имуществом городского округа Самара N 15-07-10/52071 было направлено в регистрирующий орган лишь 20.11.2008, т.е. после отказа в государственной регистрации права собственности, следовательно сведениями о нем регистрирующий орган на тот момент не мог обладать.
В этой связи ссылку судебных инстанций о предоставлении соответствующих сведений нельзя признать обоснованной.
При таких обстоятельствах отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации права собственности следует признать правомерным, что является основанием для отмены обжалованных судебных актов и отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А55-18275/2008 отменить.
В удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие уточнения разновидности правомочия дает основание полагать, что к таким правомочиям относятся не только правомочия хозяйственного ведения и оперативного управления, но и владение, и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со статьей 269 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины не имеется, поскольку спорный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному учреждению, которое владеет и пользуется им.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2007 N 8271/07.
Таким образом, отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации права федеральной собственности в связи с неуплатой государственным органом государственной пошлины, предусмотренной пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним" и подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.333 Налогового кодекса Российской Федерации, следует признать правомерным.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам N А55-14254/2008 от 27.05.2009, N А55-14255/2008 от 27.05.2009, N А55-14256/2008 от 15.06.2009, N А55-14257/2008 от 24.06.2009.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.08.2009 N ВАС-9947/09 отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А55-14255/2008.
Ссылку Росимущества на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2007 N 03-05-05-03/46 нельзя признать состоятельной, письмо носит рекомендательный характер."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 августа 2009 г. N А55-18275/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16598/09
01.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16598/09
17.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-18275/2008
30.04.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1848/2009
10.02.2009 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18275/08