Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 сентября 2009 г. N А55-2813/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу N А55-2813/2009,
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Государственной жилищной инспекции Самарской области, при участии в деле в качестве третьего лица - Администрации муниципального района Волжский Самарской области, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Госжилинспекция) от 30.01.2009 N 1696/1658 о назначении административного наказания по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 решение суда первой инстанции от 09.04.2009 отменено. Постановление инспекции от 30.01.2009 N 1696/1658 о привлечении к административной ответственности Департамента признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Госжилинспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель в кассационной жалобе отмечает, что департамент был приглашен на рассмотрение дела об административном правонарушении 30.01.2009 в любое удобное для его законного представителя время с 9-00 час. до 13-00 час. Представитель департамента на рассмотрение материалов административного дела не явился, никаких ходатайств об отложении не представил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 16.01.2009 сотрудниками Госжилинспекции на основании распоряжения от 11.01.2009 N 1658 проведено инспекционное обследование жилого дома по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, пос. Стромилово, ул. Львовская, д. 12а.
В ходе указанного мероприятия выявлены неисправность и наличие протечек кровельного покрытия над лестничной клеткой подъезда N 1 и квартирой N 11, чем нарушены пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункты 4.6.1.1, 4.6.1.2 и 4.6.1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
В этот же день по результатам проверки составлен акт инспекционной проверки от 16.01.2009 г. N 1658 и в отношении департамента составлен протокол N 001016 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, заместителем руководителя Госжилинспекции вынесено постановление от 30.01.2009 N 1696/1658 о привлечении департамента к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере 40000 руб.
Основанием для привлечения департамента к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил вывод Госжилинспекции о ненадлежащем исполнении департаментом, как собственником части жилых помещений, своих обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, пос. Стромилово, ул. Львовская, д. 12а.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении должен быть составлен с участием законного представителя юридического лица, с разъяснением последнему гарантированных законом прав.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Согласно статье 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, уведомлением-вызовом от 13.01.2009 (л.д. 22) Госжилинспекция сообщила департаменту о проведении мероприятия по контролю, в результате которого будет решен вопрос о составлении протокола об административном правонарушении. В качестве даты и времени составления протокола было указано 16.01.2009 13 часов 00 минут. Таким образом, факт составления протокола был поставлен под отлагательное условие - выявление оснований для привлечения департамента к административной ответственности, в частности, по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено направление извещения о составлении протокола под отлагательным условием. В отсутствие установленного факта события правонарушения нельзя признать надлежащим извещение законного представителя лица о составлении протокола об административном правонарушении, которое на момент направления извещения не было выявлено в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении департамент был уведомлен путем указания в протоколе на необходимость явки 30.01.2009 с 09.00 часов до 13.00 часов.
Вместе с тем исходя из смысла статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть указано конкретное время рассмотрения дела об административном правонарушении, а не определенный промежуток времени. Поэтому упомянутое выше уведомление судом апелляционной инстанции правомерно признано ненадлежащим.
В самом постановлении не отражено, в какое время фактически рассмотрено и вынесено постановление. Следовательно, нет оснований считать, что заявитель привлечен к административной ответственности с соблюдением установленной процедуры.
Перечисленные нарушения, допущенные Госжилинспекцией при ведении производства по делу об административном правонарушении, являются существенными и возможность их устранения отсутствует.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пунктов 10, 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа, независимо от установления факта совершения административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу N А55-2813/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 сентября 2009 г. N А55-2813/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании