Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 8 декабря 2009 г. N А65-15504/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2009 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2009 г. по делу N А65-15504/2009,
по заявлению открытого акционерного общества "Адмирал", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
открытое акционерное общество "Адмирал", г. Казань (далее - ОАО "Адмирал", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань от 3 июня 2009 г. N 105/09К о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2009 г. заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань от 3 июня 2009 г. N 105/09К о привлечении ОАО "Адмирал" к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2009 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения
В кассационной жалобе Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - инспекция, налоговый орган) просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что факт совершения правонарушения в виде неприменения контрольно-кассовой техники и невыдачи кассового чека установлен в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что 3 июня 2009 г., на основании акта проверки от 21 мая 2009 г. N 100258, протокола об административном правонарушении от 22 мая 2009 г. N 176, налоговым органом было вынесено постановление N 105/09К о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление налогового органа мотивировано тем, что при проведении 21 мая 2009 г. должностными лицами инспекции, проверки соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники в буфете, расположенном в здании Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля по адресу: г. Казань, Площадь Свободы, д. 1 принадлежащем ОАО "Адмирал", на основании договора аренды государственного имущества, установлено, что осуществлен наличный денежный расчет за сок "Добрый" мультифрукт 0,2 л по цене 15 руб. без применения контрольно-кассовой техники, без выдачи бланков строгой отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
В силу положений статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел данной категории отнесено к компетенции налоговых органов.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" контрольная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям. Данный Закон и статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации не наделяет должностных лиц налоговых органов полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Покупка сока "Добрый" мультифрукт по цене 15 руб. в буфете, принадлежащем обществу в нарушение Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" произведена сотрудниками инспекции, данный довод подтверждается актом проверки от 21 мая 2009 г. N 100258 из которого следует, что проверка произведена должностными лицами инспекции на основании поручения от 21 мая 2009 г. N 224.
В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается использование доказательств, с нарушением федерального закона.
Аналогичная позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2008 г. N 3125/08.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции считает, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций приняли законные и обоснованные судебные акты, в силу чего основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2009 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2009 г. по делу N А65-15504/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2009 г. N А65-15504/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании